и мои ученики провели много опытов. Выяснилось, что
расстояние как бы не играет никакой роли: я мог, например, из 4-й комнаты
чувствовать самый легкий запах газа из кухни прежде, чем стоящая около печи
служанка смогла заметить, что газовый кран по невнимательности открыт. Или
мог воспринимать запах цветов, находившихся на подоконнике в закрытой комнате
другой квартиры настолько далеко, что даже нельзя было рассмотреть, какие
это цветы. После опыта на месте установилось, что почувствованный аромат был
именно этих цветов.
Объяснение этого феномена просто: через постоянное сосредоточение мыслей на
кончике носа (скорее, на чувстве его) дыхание мгновенно останавливается. Вследствие
этого невольно проясняется желание понюхать воздух, как бы ожидая каждый момент
воспринять запах. Но самое сосредоточение на кончике носа играет при этом
подчиненную роль трамплина, который необходим для того, чтобы получить желание
понюхать. Это постоянно растущее желание раздражать лежащие выше неба нюхательные
нервы заостряет их так, что они quot;настраиваютсяquot; на более короткую
длину волны и могут воспринимать более легкие запахи, которые для нормальных
людей недоступны из-за дальности расстояния. Эта способность, которая сильно
развивается путем более долгого упражнения, не теряется совсем и сверхчувствительность
нюхательных нервов остается, даже когда первоначальный феномен исчезает.
Пока все ясно. Но как объяснить себе дальнейшие, крайне удивительные феномены
quot;ясновкусаquot; и quot;ясноосязанияquot;?
Я не остановился на яснообонянии и вскоре перешел к сосредоточению на кончике
языка. Результат появился через два дня: очевидно, моя способность к сосредоточению,
благодаря первым упражнениям, значительно развилась. Как я и ожидал, я почувствовал
крайне приятный, сладкий вкус, словно тот, который я раньше обонял. Но очень
скоро этот вкус удалось подвести под контроль воли: в этот же день я мог вызвать
любой вкус. При этом самым поразительным было то, что наряду с непривычной,
почти сверхъестественной остротой ощущения получилось такое чувство насыщения,
что еще долгое время после этого не было аппетита к блюду, вкушенному quot;магическимquot;
способом. И тут можно было преодолеть расстояние от объекта вкусового ощущения,
что представляет собой редкий феномен. В случае с запахом, хотя бы идущим
с очень большого расстояния, этот запах представляет собой род эманации (испарения
или выделения); совсем другое дело со вкусом. Ведь чувствовать запах на очень
большом расстоянии могут и звери, и некоторые живущие близко к природе народы.
Совсем другое дело с восприятием вкуса: для этого нужно хотя бы очень мимолетное,
но все же прикосновение языком к объекту вкуса. Уже расстояние в несколько
миллиметров при нормальных условиях прерывает это восприятие. Следовательно,
тут нам не может помочь обыкновенное психологическое объяснение. Но восприятие
есть каждый раз, когда мы пожелаем воспроизвести этот эксперимент, и это требует
понятного описания процесса, которое поможет нам сделать чрезвычайно важные
выводы.
Или все это только галлюцинации? По знаменитому Вебстеру, который привлек
к составлению своего труда выдающихся специалистов всех областей знания, quot;галлюцинацияquot;
- значит восприятие предметов, которые в действительности не существуют, или
ощущение без веской причины, обыкновенно вызванное нарушением в нервной системе,
как, например, при белой горячке.
Установим, что, во-первых; это определение не подходит к нашим восприятиям,
так как почувствованные нами запахи и вкусы соответствуют предметам, которые
существуют в действительности, то есть имеют внешние причины, и что особенно
важно принять во внимание, нами не могут быть предчув-ствованными или просто
ожидаемыми. Так же как и при обонянии, находящиеся на большом расстоянии от
нас вкусы нами quot;ясночувствуютсяquot;.
Даже если попытаться приложить вышеприведенную научно обоснованную дефиницию
галлюцинации к нашему восприятию обонятельных и вкусовых ощущений, не имеющих
внешней причины либо вовсе не существующих (то есть причина или существование
не могут быть доказанными), все же надо признать, что галлюцинации позже,
путем систематического упражнения переходят в действительное восприятие