так что сознание может сосредоточиться без всякого отклонения на любом объекте:
quot;Час дня. Через пять минут сосредоточения на гипофизе (с сильным чувством
давления посредине головы) появилось совсем острое видение третьей ступени
- сияющее лицо (особенно глаза), которые через несколько секунд угасли. Даже
разговор с моей женой, в соседней комнате, этому не помешал. Дыхание было
незаметнымquot;.
quot;Если прямо начать с незаметного дыхания и при этом смотреть в место
между бровями (Кхамаджиатам), дыхание не возвращается к непрерывной ступени,
а появляются паузы дыхания, почти полное прекращение дыхательной деятельности
и (вечером) видение - шум и шорохи не мешают при этом.
При сосредоточении, связанном с Кевали, сознание как бы затуманено так, что
даже внезапный или сильный шум не вызывает шока, как это бывает обыкновенно
при погружении в объектquot; (Из моего дневника).
Парамханза Йогананда говорит о Кевали: quot;Это научный метод сосредоточения
и медитации. Он учит выключать нервные токи из quot;телефоновquot; чувств.
Кевали показывает, как отнять свое сознание и нервную силу у пяти quot;телефоновquot;
чувств и, таким образом, сделать невозможным восприятие чувств. Этот метод
лучше, чем опыт медитировать только с принципом мышления, поскольку он включает
отвлекающее воздействие пяти quot;телефоновquot; чувств не только на принцип
мышления, но и на жизненную силуquot; (Из письма одного Свами).
quot;Затуманениеquot; (выключение) чувств посредством способа дыхания Кевали
ведет при совершенном овладении этой техникой к полному выдыханию даже остатков
воздуха из легких и обусловленному этим выключению чувств, с одной стороны,
и к четвертой ступени (ступени мастера) видений в экстазе Учителя йоги, с
другой. Смотрите описание йога Йогананда его экстатических переживаний, при
которых он все время имел чувство, как будто из его легких, как насосом, совершенно
высасывался воздух (Из автобиографии одного йога).
Положение тела. Есть еще один важный фактор, который часто упускают из виду
или, по крайней мере, недооценивают, хотя он почти так же существенен, как
дыхание,- это положение тела, или сидение (Асана). Этот раздел йоги составляет
отдельную отрасль знания. Его надо тщательно принимать во внимание, и даже
не потому, что этим успокаивается тело или принцип мышления - можно сосредоточиться
на объекте без того, чтобы недомогание или боль этому помешали, как об этом
говорят все книги йоги,- а скорее потому, что неправильная поза иногда может
свести на нет наши усилия.
Мы постараемся объяснить это. В чем, в конце концов, состоит техника дыхания
- пранаяма, о которой мы только что говорили? Не только в удлинении дыхания,
так как прана представляет собой нечто большее, чем дыхание. Она является
жизненной энергией, которая поддерживает жизнь в теле и возбуждает к действию
не только легкие, но и серд-це, и все другие органы. Пранаяма вызывает, вследствие
этого, продление функции жизненной энергии (см. quot;Великая тайнаquot;),
которая всегда поляризована в теле как quot;солнечное дыханиеquot; (правая,
заряженная положительным магнетизмом половина тела) и quot;лунное дыханиеquot;
(левая, отрицательно заряженная половина тела).
НАЗАД
СОДЕРЖАНИЕ
ДАЛЕЕ
Кандыба Виктор Михайлович - quot;С-К метод развития человекаquot;Кандыба Виктор Михайлович -nbsp;quot;С-К
метод развития человекаquot;nbsp;nbsp;nbsp;
Каждый человек может в этом легко убедиться: если он внимательно наблюдает
за своим дыханием, он откроет, что дыхание всегда свободно течет только через
одну сторону носа, тогда как другая в это время более или менее quot;затянутаquot;,
причем это положение меняется регулярно каждые два часа. Одна (левая) сторона
тела дарит жизненную энергию из всего, а другая (правая) распределяет эту
энергию по всему телу.
Пока оба жизненных течения находятся в равновесии - человек здоров, но если
наступит дисгармония - он заболевает.
Эта древняя теория, которая, впрочем, служит основой ставшей теперь модной
старокитайской методики уколов, легко может быть доказана на опыте. Она является
исходной точкой всего учения о положении