Кандыба Виктор Михайлович

С-К метод развития человека (Часть 2)

к

Муктаса-не. Чтобы легче усовершенствоваться в лотос-позе, надо в одном и том

же упражнении начинать Яжна Валкья (когда ноги соприкасаются) и переходить

к Муктасане (облегченная лотос-поза).

Сидение в Муктасане: quot;Сегодня утром в Муктасане, сосредоточение на солнце

со знаком Ом (середина между бровями), проводилось упражнение в продолжений

20 минут. Слабые следы тепла почувствовались, стали еще сильнее через quot;воздуходувные

мехаquot;, и распространились по всему телу. Когда же я вытянул ноги, положив

их крест-накрест с руками на коленях, теплота уменьшилась. Также и при Муктасане.

Переход к лотос-позе опять увеличил жар, и он струился с шеи и лица. Возвращение

к Муктасане уменьшило жар и вернуло его к копчику. Это повторялось при каждой

перемене позquot;.

Сидение в Яжна Валкья: quot;В полдень Кхам-Аджнатам (ожидающее рассматривание

темноты перед глазами) четверть часа с незаметным дыханием в позе Яжна Валкья.

Никаких видений, но сильный жар. В полдень сосредоточение на желании вызвать

из памяти в сознании знакомое лицо. Через несколько минут оно появилось в

видении, подвижное и смеющееся, с ним также и другие, менее ясные картиныquot;

(из дневника).

Таким образом доказывается пригодность этой позы.

Относительно обыкновенного quot;портняжного сиденияquot;,- о нем не может

быть и речи, так как при нем сидят не прямо (голова, шея, спина не вертикальны).

Кроме того, жар в позвоночном столбе, разливающийся при лотосе, исчезает вполне

при переходе к позе quot;портногоquot;, тогда как при Муктасане и Яжна Валкья

этот жар только ослабляется.

При обыкновенном европейском сидении на стуле или в кресле (которое тоже,

впрочем, восточное, известное у буддистов как Майтрейя-сидение) тоже остается

в силе правило: магнетический круг должен быть замкнут, ноги должны лежать

крест-накрест (то есть не должны просто стоять рядом).

Следующие примеры показывают это:

quot;Я сидел на стуле и испробовал различные положения ног. Видения являются

главным образом при сидении с ногами крест-накрест и с руками на коленях.

Тратака (см. следующую главу) и сосредоточение на объекте вызвало целый ряд

подвижных видений и даже начало светящихся и догорающих (видения третьей ступени).

Я сидел при этом в майтрейя-положении с голенями крест-накрест. Если ставил

ноги параллельно - видения прекращалисьquot; (из моего дневника).

На положение рук надо обращать внимание, так как оно влияет через магнетическое

переключение на дыхание, а также на сосредоточение. Это лучше всего видно

из практических примеров:

quot;Установилось, что положение рук влияет на продолжительность сосредоточения.

Так, например, сознание, уже достигшее медитации; возвращается к сосредоточению

с непрерывным дыханием, если руки положить на колени (Чинмудра). Если руки

сложить, медитация возобновляется,

В то время, как положение рук ладонями на коленях при позе лотос вызывает

непрерывное дыхание с сосредоточением, то есть увеличение продолжительности

паузы с воздухом, если положить руки на подошвы ног (накрест или прямо), появляется

сейчас же пауза без воздухаquot; (Из моего дневника). Резюмируя, хочу еще

раз указать на то, что мой учитель особенно рекомендовал сидение в позе quot;майтрейяquot;

со скрещенными голенями и с руками на коленях.

Мы достигли последнего и самого важного раздела нашего исследования - самой

практики. Мы установили, что это дело не представляет собой болезненного развития

и не способствует заболеванию, а является вполне нормальным развитием органов,

которыми миллионы лет тому назад мы владели, но в течение этого огромного

времени запустили и таким образом достигли вместо еще более полного гармоничного

развития - хилости соответствующих органов и потери связанных с ними способностей.

Мы открыли далее, что это хотя очень незначительное и медленное, но все же

способное быть восстановленным развитие, в смысле постоянного возбуждения

этих органов (гипофиза и шишковидной железы), идет дальше вперед автоматически.

Наше стремление взять сознательно в руки это развитие и ускорить его приводит

нас к единственно логическому и абсолютно необходимому заключению из всего

положения вещей, которое действительно приводит к желанному результату гармонического