Муктаса-не. Чтобы легче усовершенствоваться в лотос-позе, надо в одном и том
же упражнении начинать Яжна Валкья (когда ноги соприкасаются) и переходить
к Муктасане (облегченная лотос-поза).
Сидение в Муктасане: quot;Сегодня утром в Муктасане, сосредоточение на солнце
со знаком Ом (середина между бровями), проводилось упражнение в продолжений
20 минут. Слабые следы тепла почувствовались, стали еще сильнее через quot;воздуходувные
мехаquot;, и распространились по всему телу. Когда же я вытянул ноги, положив
их крест-накрест с руками на коленях, теплота уменьшилась. Также и при Муктасане.
Переход к лотос-позе опять увеличил жар, и он струился с шеи и лица. Возвращение
к Муктасане уменьшило жар и вернуло его к копчику. Это повторялось при каждой
перемене позquot;.
Сидение в Яжна Валкья: quot;В полдень Кхам-Аджнатам (ожидающее рассматривание
темноты перед глазами) четверть часа с незаметным дыханием в позе Яжна Валкья.
Никаких видений, но сильный жар. В полдень сосредоточение на желании вызвать
из памяти в сознании знакомое лицо. Через несколько минут оно появилось в
видении, подвижное и смеющееся, с ним также и другие, менее ясные картиныquot;
(из дневника).
Таким образом доказывается пригодность этой позы.
Относительно обыкновенного quot;портняжного сиденияquot;,- о нем не может
быть и речи, так как при нем сидят не прямо (голова, шея, спина не вертикальны).
Кроме того, жар в позвоночном столбе, разливающийся при лотосе, исчезает вполне
при переходе к позе quot;портногоquot;, тогда как при Муктасане и Яжна Валкья
этот жар только ослабляется.
При обыкновенном европейском сидении на стуле или в кресле (которое тоже,
впрочем, восточное, известное у буддистов как Майтрейя-сидение) тоже остается
в силе правило: магнетический круг должен быть замкнут, ноги должны лежать
крест-накрест (то есть не должны просто стоять рядом).
Следующие примеры показывают это:
quot;Я сидел на стуле и испробовал различные положения ног. Видения являются
главным образом при сидении с ногами крест-накрест и с руками на коленях.
Тратака (см. следующую главу) и сосредоточение на объекте вызвало целый ряд
подвижных видений и даже начало светящихся и догорающих (видения третьей ступени).
Я сидел при этом в майтрейя-положении с голенями крест-накрест. Если ставил
ноги параллельно - видения прекращалисьquot; (из моего дневника).
На положение рук надо обращать внимание, так как оно влияет через магнетическое
переключение на дыхание, а также на сосредоточение. Это лучше всего видно
из практических примеров:
quot;Установилось, что положение рук влияет на продолжительность сосредоточения.
Так, например, сознание, уже достигшее медитации; возвращается к сосредоточению
с непрерывным дыханием, если руки положить на колени (Чинмудра). Если руки
сложить, медитация возобновляется,
В то время, как положение рук ладонями на коленях при позе лотос вызывает
непрерывное дыхание с сосредоточением, то есть увеличение продолжительности
паузы с воздухом, если положить руки на подошвы ног (накрест или прямо), появляется
сейчас же пауза без воздухаquot; (Из моего дневника). Резюмируя, хочу еще
раз указать на то, что мой учитель особенно рекомендовал сидение в позе quot;майтрейяquot;
со скрещенными голенями и с руками на коленях.
Мы достигли последнего и самого важного раздела нашего исследования - самой
практики. Мы установили, что это дело не представляет собой болезненного развития
и не способствует заболеванию, а является вполне нормальным развитием органов,
которыми миллионы лет тому назад мы владели, но в течение этого огромного
времени запустили и таким образом достигли вместо еще более полного гармоничного
развития - хилости соответствующих органов и потери связанных с ними способностей.
Мы открыли далее, что это хотя очень незначительное и медленное, но все же
способное быть восстановленным развитие, в смысле постоянного возбуждения
этих органов (гипофиза и шишковидной железы), идет дальше вперед автоматически.
Наше стремление взять сознательно в руки это развитие и ускорить его приводит
нас к единственно логическому и абсолютно необходимому заключению из всего
положения вещей, которое действительно приводит к желанному результату гармонического