установкаquot; - это установка на
образ, который сначала воображаемо существует в представлении. Надо, следовательно,
сначала иметь quot;образquot; (пластическое изображение на желанный объект
становится действительно видимым в видениях), он представляется, как правило,
всегда иначе, чем мы его представляем. Положим, что мы хотели видеть определенного
человека, как результат нашего видения. Мы ставим его портрет. Что же дальше?
В большинстве книг рекомендуется сконцентрироваться так называемым quot;центральным
взглядомquot; на середине между бровями портрета и смотреть не мигая. Фиксирование
взора должно происходить без мигания.
Другими словами, мы должны неподвижно смотреть в одну точку - середину междубровья
портрета, не обращая внимания на слезы, которые уже через 1-2 минуты этого
взгляда без мигания начнут затуманивать ясность нашего зрения. Но это ничего,
говорят нам, при повторении упражнения эти слезы исчезнут.
Это совершенно неверно. Во-первых, смешивается причина со следствием, во-вторых,
надо делать совсем обратное. Надо именно переводить взор с одной части образа
на другую. Потому что не концентрация мыслей развивается посредством смотрения
не мигая, как это рекомендуется в некоторых индийских книгах по йоге, а наоборот:
когда концентрация мыслей достигает известной ступени, происходит само собой
смотрение без мигания и без всяких упражнений можно смотреть полчаса и больше.
В-третьих, это упражнение называется по-индийски quot;тратакаquot; (от quot;траquot;
- предохранять и quot;атquot; -блуждание, отклонение), то есть quot;блужданиеquot;
(атака) взгляда (по объекту), чтобы избежать всякого quot;отклоненияquot;
(тра). Если бы это было quot;предохранение от блужданияquot;, то слово было
бы не quot;тратакаquot;, а наоборот - quot;атакатраquot;.
Это блуждание взгляда необходимо, так как взгляд и мысли задерживаются самое
большее несколько секунд на какой-либо подробности образа. В последующее мгновение
взгляд уже ускользает, а за ним и мысли, - от этой способности их и надо возвращать
обратно. Это происходит постоянно в нашей жизни, когда мы желаем на чем-нибудь
сосредоточиться, но это ничуть не подвигает нас вперед в смысле способности
концентрации. Значительно целесообразнее будет использовать эту удивительную
особенность взгляда и тесно связанного с ним мышления, чтобы смотреть на отдельные
подробности образа столько времени (несколько секунд), сколько необходимо
взгляду для запоминания, а затем сейчас же переходить к другой подробности.
Таким образом, мы не даем взгляду и мышлению возможности прервать нанизывание
мыслей в концентрации (правильнее сказать - в медитации).
Это надо понимать под Тратакой.
Скольжение взгляда имеет целью нечто более важное, чем только непрерывное
сосредоточение. Тратака не есть еще сосредоточение, а только подготовка к
нему: это только quot;наложение стрелыquot; и quot;нацеливаниеquot;. Сосредоточение
представляет quot;натягивание лукаquot;, но quot;нацеливаниеquot; предполагает,
что наконечник стрелы, несмотря на дрожание рук, остается наведенным на центр
мишени - принцип мышления (стрела) должен быть постоянно наведен на центр
объекта (мишень), несмотря на начальное отклонение от него наконечника стрелы.
Сравнение со стрельбой из лука было бы еще более удачным, если бы мы прибавили
краткое смотрение (изучение) мишени, так как тратака, как упражнение, имеет
две части: первая часть его есть вышеупомянутое quot;блужданиеquot; (отклонение
взгляда) - изучение мишени, тогда как вторая часть происходит с закрытыми
глазами. Это и есть нацеливание в центр мишени, осуществляемое в продолжение
всей стрельбы из лука и даже после спуска стрелы как ожидание попадания в
цель.
Точно так же, как при нацеливании глаз направлен не на всю мишень или на ее
отдельные части, а только на ее центр - эта вторая часть тратаки означает
уже не дальнейшее блуждание принципа мышления с закрытыми глазами, а только
направление сознания на центр объекта.
Это удается, если стрела quot;заостренаquot;.
При смотрении на объект вопрос идет не о смотрении с целью запомнить отдельные
его части, чтобы можно было себе представить этот объект с закрытыми глазами,
а в том единственном смысле, чтобы приобрести quot;чувствоquot;