Джидду Кришнамурти

Начало Познания

играет именно искусство восприятия.

С.: Но если кто-то говорит вам, что он думает, разве при этом он не

указывает это вам?

КРИШНАМУРТИ: Конечно. Я ваш преподаватель йоги, предполагается, что я

что-то о ней знаю, и хотя я не могу знать всего, мне известна какая-то

часть, я учу вас тому, что знаю сам. И обучая вас, я в то же самое время

что-то познаю.

Глава 3.

Что значит жить вместе разумно? Свобода и открытость познанию.

Сотрудничество. Порядок.

(9 сентября 1970)

КРИШНАМУРТИ: Вспомните, пожалуйста, нашу недавнюю беседу, которая была

посвящена тому, что такое 'Броквуд Парк' и что мы здесь пытаемся сделать. Мы

говорили, что школа была создана ради созидания разума, если только это

возможно. Слово 'разум' означает способность понимания не только друг друга,

но также и того, что такое сотрудничество, свобода, дисциплина и порядок. Мы

говорили, что разум предполагает наличие свободы. Эта свобода не принадлежит

вам или мне - она существует независимо. Пусть вам это будет абсолютно ясно.

Пожалуйста, остановите меня, если вы этого не понимаете. Не молчите, чтобы

впоследствии сказать: 'Я с вами не согласен'. Мы сейчас стараемся понять все

это вместе.

Поскольку получилось так, что мы образуем небольшое сообщество, я задаю

вам вопрос: что значит жить вместе разумно? Очевидно, что самое главное -

это свобода в отношениях между мной, вами и другими людьми. Свобода вовсе не

означает, что вы можете поступать так, как вам хочется, потому что, если бы

каждый из нас себе это позволил, здесь возник бы хаос. Или некоторые из вас

сформировали бы группу сторонников своего понимания границ свободы,

противопоставив себя какой-то другой группе. Это также нельзя назвать

свободой.

Вы можете сказать: 'По-моему, свобода дает мне возможность делать так,

как я хочу, потому что у себя дома я именно так и поступаю; никто не говорит

мне: 'Не делай этого', а если бы сказали, то я бы взбунтовался, рассердился

и убежал из дома'. Поступать так, как человеку хочется, на самом деле просто

невозможно. Потому что желания человека могут быть временными, проходящими,

и если бы мы все поступали, как нам хочется, не считаясь с другими, мы не

смогли бы жить вместе. Итак, разум предполагает свободу в поиске того, как

можно жить вместе. Вы не навязываете свое мнение мне, я не навязываю свое

мнение вам. Пожалуйста, поймите, осознайте нашу взаимную ответственность.

Свобода подразумевает, что все мы вместе понимаем значение авторитета. Если

я засиделся допоздна и вы говорите мне, что пора ложиться спать, не

называйте это авторитарным: это было бы неразумно. Потому что мы вместе уже

рассмотрели вопрос о том, что все должны ложиться спать в установленное

время, мы пришли к соглашению. Следовательно, наши взаимоотношения не

авторитарны, они построены не на придирках друг к другу, а на разуме. Мы

обсудили, в какое время должны ложиться спать, и это продиктовано нам

разумом, а не властью. Если я прореагирую на ваше замечание по-дружески или

с раздражением, - в зависимости от того, говорите вы со мной грубо или

вежливо, - это будет проявлением отсутствия у меня разума. Не знаю,

понимаете ли вы то, что я говорю.

С.: Человек, говорящий со мной грубо, также демонстрирует недостаток

разума.

КРИШНАМУРТИ: Конечно, никто из нас не является абсолютно разумным. Мы

находимся в процессе познания - познания природы, свойств разума. Я выхожу

из себя и что-то такое говорю, но я понимаю, что это глупо с моей стороны, -

это и является одним из проявлений разума. В следующий раз я буду

внимательным, я буду осторожным. Итак, вы видите, что сотрудничество - это

понимание разума.

С.: Мне интересно знать, кто наблюдает, кто следит за этим?

КРИШНАМУРТИ: Вы сами. Я рассержен на вас, я говорю: 'Пожалуйста, ложись

спать в одиннадцать, я уже десять раз говорил это тебе'. Я чувствую

раздражение и говорю себе: 'Как глупо сердиться на weknbej`, у которого

недостаточно разума, чтобы все понять, и который, после того как мы обсудили

этот вопрос, все равно ложится поздно'. Я понимаю, что я рассержен. Что

здесь для вас непонятно?

С.: Меня интересует, можно ли смотреть без обусловленности: наблюдающий

ведь по-прежнему чем-то обусловлен.

КРИШНАМУРТИ: Не вдавайтесь сейчас в сложную проблему наблюдателя. Мы

обратимся к этому немного позже, я не