вам
необходимо понять все, о чем мы говорили; мы должны знать, о чем вы думаете
и почему, а также наблюдать за этим.
С.: Вы можете знать, о чем думаете, но вам не всегда известно, почему
вы думаете об этом.
КРИШНАМУРТИ: Да, но это достаточно просто. Я хочу знать, почему я
думаю, почему у меня возникает мысль. Вчера я ходил к портному и забыл у
него свои часы. Вечером, в поисках часов я подумал об этом и сказал себе:
'Какой же я растяпа, как неосмотрительно с моей стороны было оставить их
там, добавив портному дополнительные хлопоты', - все эти мысли пронеслись в
моей голове.
С.: Назвав себя неосмотрительным, вы, таким образом, отождествили себя.
КРИШНАМУРТИ: Нет, я всего лишь забыл часы. Это означает, что работники
мастерской должны взять на себя дополнительные хлопоты: следить за ними,
нести какую-то ответственность - а вдруг их кто- нибудь подберет и оставит
себе - и все в таком роде. Я думал об этом, и я знаю, почему это
происшествие дало импульс моему мышлению. Я наблюдал за всем потоком моей
мысли в целом: человек может отследить начало и конец мысли - вы выглядите
довольно озадаченными! - Я обдумал это и могу закончить свою мысль. Я
оставил часы у портного, но подумал, что они, наверное, потерялись; я
пользовался этими часами долгое время, я заботился о них. Я бы мог их
подарить, но не хотел их терять. Тем не менее, часов нет! - с ними
покончено. И я больше о них не думаю. Очень важно наблюдать за каждой своей
мыслью, осознавать ее! Любая мысль имеет значение, если вы глубоко вникните
в нее; в этом случае вы можете отследить зарождение и конец мысли, а не
прокручивать ее в уме вновь и вновь.
С.: То есть вы хотите сказать, сэр, что, если человек поймет, почему
зародилась та или иная мысль, он сможет увидеть ее конец?
КРИШНАМУРТИ: Нет. Подумайте вот над чем: существует ли некая отдельная
мысль, отличная от какой-то другой мысли? Можно ли утверждать, что каждая
мысль представляет собой нечто самостоятельное или все они взаимосвязаны?
Что вы на это скажете?
С.: Они взаимосвязаны.
КРИШНАМУРТИ: Вы уверены?
С.: Любая мысль возникает на какой-то другой мысли.
КРИШНАМУРТИ: Если я понимаю их взаимосвязь или если я знаю, из какого
источника берет начало мышление...
С.: Это очень сложный вопрос.
КРИШНАМУРТИ: Когда человек наблюдает, не отягощая себя желанием найти
какой-то ответ, это дает ему безграничное внимание, которое не имеет ничего
общего с нетерпением. Если он ведет наблюдение медленно и осторожно, ему
открываются все тайны. Если мы поссорились, я не желаю хранить воспоминания,
мысль об этом в уме, я хочу покончить со ссорой. Поэтому я приду к вам и
скажу: 'Простите меня, я не хотел вас обидеть', - и все закончится. Но
поступаю ли я так в действительности? Вы многое узнали сегодня утром? Я имею
в виду 'познание': что значит познавать?
Глава 11.
Противодействие и приспособление. Способны ли мы научить себя
целостно встретить жизнь? Ограничение личных симпатий и антипатий.
Быть бдительным.
(24 июня 1971)
С.: Мы говорили о том, почему человек не может сказать, что любит
кого-то.
КРИШНАМУРТИ: Можем ли мы подойти к этой проблеме с другой стороны? Вы
знаете, что такое агрессивность? Это сопротивление, движение против чего-то.
В связи с этим возникает вопрос: как вы собираетесь вступить в жизнь,
окончив эту школу и получив так называемое образование? Вы хотите, чтобы
общество, культура, в которой вы живете, поглотили вас, или собираетесь
противостоять им, бунтовать против них, что было бы реакцией, а не целостным
действием? Вы начнете легкую жизнь, будете подчиняться, подражать,
приспосабливаться к модели, какой бы она ни была, будь то истэблишмент или
какие-либо другие устои и так далее? Или вы станете совершенно другим
человеком, который обладает осознанием и понимает, что ему придется
столкнуться с несчастьями и противодействием, а следовательно, в жизни не
будет легкого пути? Ведь большинство из нас стремятся к легкой, комфортной,
беспроблемной жизни, что почти невозможно; и если вы действительно
столкнетесь с противодействием, будете ли убегать от него? Мне не нравится
это место, эти люди, эта работа, поэтому я ухожу, убегаю отсюда, чтобы
заняться чем-то еще, что принесет мне удовлетворение. Подумайте,