пренебрегаю тем, что вы говорите, но
мы сейчас рассматриваем особенности разума, которые заключаются в
способности сотрудничать.
С.: Если кто-то говорит вам, что вы авторитарны, конечно это реакция;
но когда человек сердится, это ведь тоже реакция. Так почему же не сказать:
'Не сердись'.
КРИШНАМУРТИ: Конечно. Мы живем вместе, мы стараемся понять, помочь друг
другу, учиться друг у друга. Если вы отказываетесь учиться, потому что
думаете, что вы лучше нас, что нам тогда делать? Молодые люди думают, что
знают все; что вы будете делать, если вам скажут: 'Я не согласен с вами', и
будут стоять на своем?
С.: Мы исследуем эту проблему.
КРИШНАМУРТИ: Но если этот человек откажется что-либо обсуждать?
С.: Именно этим мы и занимаемся в данный момент, закладываем основу для
этого.
КРИШНАМУРТИ: Совершенно верно, мы пытаемся заложить основы, чтобы всем
вместе жить разумно. Важно не то, чтобы вы жили разумно и учили этому меня,
или я учил вас, а все вместе. Мы все вместе отвечаем за то, чтобы быть
разумными. Что же значит это слово? Его словарное значение - понимать,
обладать способностью к пониманию.
С.: Оно в буквальном смысле означает делать выбор.
КРИШНАМУРТИ: Да, необходима способность выбирать, и это умение должно
быть разумным. Если я выбираю исходя из моего предубеждения, это не разум. И
если мы закладываем основы такой обстановки, в которой нашей очередной
заботой стало бы стремление жить вместе разумно, для этого требуется не
только свобода, но и самокритичное сознание. Я должен осознавать то, что
делаю, почему я это делаю и последствия своего действия; я не могу
оставаться упрямым и говорить: 'Это верно! Именно так я и думаю! И я буду
придерживаться своего мнения'. В этом случае человек перестает познавать, и
между нами разрушаются взаимоотношения.
Вы понимаете это? Не соглашайтесь со мной, пока на самом деле не
поймете. Я сформулирую сущность проблемы: мы хотим жить здесь счастливо,
свободно и разумно, чего мы не можем позволить себе во внешнем мире, потому
что мир жесток и безрассуден. В этой школе мы хотим создать атмосферу,
заложить фундамент нашей совместной жизни, чтобы она проходила счастливо,
разумно, в сотрудничестве друг с другом. И я объясняю, что значит разумно
жить вместе.
Исследуйте сами, не молчите, чтобы в конце концов поступить по- своему.
Обсуждайте это со мной, чтобы и вы, и я познавали, что значит быть разумными
людьми и жить вместе в сотрудничестве. Разум предполагает наличие
способности к пониманию свободы, и все мы хотим быть свободными. Мы не
хотим, чтобы над нами властвовала какая-либо тирания, будь то тирания семьи
или кого-то еще. Мы стараемся выяснить, как можно жить вместе свободно. Я
могу оставаться в одиночестве, не выходить из своей комнаты, отделив себя от
всех остальных; может быть, именно это я и называю своей свободой. Но я me
могу так жить. Мы люди, связанные друг с другом взаимоотношениями, поэтому
нам необходимо понять, что значит жить вместе и в то же время свободно. Для
этого же, в свою очередь, необходим разум.
Итак, как мы будем это делать? У вас может быть свое представление о
свободе, а у меня свое. Но я говорю себе: 'Я не знаю, что такое свобода, я
собираюсь это выяснить'. Вы видите разницу? Если я начну со слов: 'Я знаю,
что такое свобода', все будет кончено, - это будет означать, что вы
недостаточно разумны, чтобы познать это. Не знаю, понимаете ли вы меня.
С.: В этом случае человек живет в своей собственной тирании.
КРИШНАМУРТИ: Конечно, он живет в своих собственных проблемах, что не
представляет для нас интереса. Мы все должны понять, что значит быть
свободным. Вы хотите познать это? Или вы будете говорить: 'Не учите меня. Я
об этом все знаю. Когда вы так говорите, вы уже этим демонстрируете свою
неразумность, потому что вы не познаете, вы зажаты своим представлением о
том, что, по вашему мнению, является свободой. Я хочу познать, что значит
жить вместе свободно; следовательно, первое, с чего я должен начать, - это
не говорить себе: 'Я знаю, что это значит'. Итак, хотите ли вы познать, что
такое свобода? Я задаю этот вопрос, потому что здесь, в Броквуде, мы
собираемся заниматься именно этим.
Я объясню вам, почему это так. В состоянии свободы человек способен
открывать новое. В мире науки свобода