причесывать волосы, ухаживать за
собой. По сути, что мы пытаемся здесь добиться?
С.: Самое главное - осознавать нашу обусловленность во взаимоотношениях
с ребенком.
КРИШНАМУРТИ: Нет.
С.: По сути дела, нам приходится очень много времени проводить во
взаимоотношениях с детьми, реагируя на все, чем они занимаются ежедневно,
например, на их беготню по коридорам. Поступая подобным образом, мы
практически неизбежно портим отношения с ребенком. Видите ли, здесь у него
не одна мать, а двадцать или тридцать - и все по очереди указывают ему, что
он делает не так. Я хочу узнать, какой вид образования, какой подход следует
применить к ребенку, чтобы он больше не хотел бегать по коридору.
КРИШНАМУРТИ: Нет. Я бы хотел взглянуть на все это по-другому, и может
быть, я ошибаюсь. Вы знаете, что происходит в мире; с точки зрения политики
все правительства продажны, причем не просто внешне, а на очень глубоком
уровне. Все эти гуру путешествуют по миру, собирая деньги и последователей,
искажая умы молодых людей; мы имеем различные виды наркотиков, имеем армию,
сферу бизнеса. Понимая происходящее не просто абстрактно, а на самом деле,
что мы пытаемся сделать с этими детьми? Добиться того, чтобы они
приспособились к }rnls?
С.: Отчасти мы стараемся научить их также видеть все, что происходит в
мире; ведь в какой-то степени это отражается и на нашей собственной
атмосфере в нашей школе.
КРИШНАМУРТИ: Нет. Пожалуйста, давайте будем немного конкретнее, немного
честнее. Что мы пытаемся сделать?
С. (1): Я хочу, чтобы мои ученики смотрели на жизнь с большей
серьезностью. Они выглядят очень небрежно и расслаблено, особенно те, кто
помладше.
С. (2): Образование становилось для меня очень важным в те моменты,
когда мой внутренний кругозор неожиданно расширялся настолько, что выходил
из-под влияния учителя или избавлялся от определенного воздействия культуры.
Происходило развитие моральных критериев, которые представляли предметы в их
истинном свете.
С. (3): Основной принцип - это развитие моральных принципов в мире, где
может произойти все что угодно.
С. (4): Разве мы не пытаемся понять, как можно жить по-другому? Уже
положено начало некоторым скверным привычкам, возникло стремление делать
все, что человеку хочется, а это так поверхностно и бессмысленно. Может
быть, для ребенка существует иной путь, исполненный бесконечной глубиной.
С. (5): Личность человека, который дает что-то ребенку, должна быть
приятна для него. Ребенок чувствует, что мы довольно посредственны, и я не
вижу для него никаких оснований, чтобы слушать вас. Мне кажется, что прежде
всего нам необходимо развить некое новое качество в нас самих.
С. (6): Ты так думаешь, Дорис? Прежде всего, это необходимо для нас
самих?
С. (7): Да, я думаю, что это так.
КРИШНАМУРТИ: Конечно же, нет.
С. (1): Здесь нет ничего общего с эгоизмом, но несомненно, что главное
для нас - это найти для самих себя более подходящий способ действительно
совместной жизни.
С. (2): Хорошо, но если мы открываем его для себя, разве это не значит,
что мы открываем его как единое целое, а не просто как нечто,
предназначенное исключительно для наших 'я'?
С. (3): Конечно, мы ничего не делаем ради себя; мы не пытаемся
незаметно возвеличивать нашу собственную личность, как раз наоборот. Но мне
кажется, что здесь от каждого из нас требуется во много раз больше жизненной
энергии.
КРИШНАМУРТИ: 'Так должно быть', - и на этом для нас все кончается!
С.: Но что же нам делать?
КРИШНАМУРТИ: Я и хочу взяться за решение этой проблемы. Вот я, учитель,
- что я пытаюсь делать?
С.: Очень многие наши учащиеся уже осознают происходящее во внешнем
мире, и я думаю, что именно поэтому некоторые из старших ребят задают
вопросы о коррупции правительства.
КРИШНАМУРТИ: Да, но что произойдет потом? Когда они столкнуться со всем
этим, когда они выйдут во внешний мир, будут ли они им поглощены? Или просто
скажут: 'Извините, я не хочу иметь с этим ничего общего', - и отойдут в
сторону?
С.: Им придется все понять самостоятельно.
КРИШНАМУРТИ: Как они это сделают, что послужит им светом, что поможет
им проникнуть в суть и сказать: 'Я не буду...'?
С. (1): Именно этим мы и пытаемся здесь заниматься и именно это
интересует также их самих.