Джидду Кришнамурти

Начало Познания

причесывать волосы, ухаживать за

собой. По сути, что мы пытаемся здесь добиться?

С.: Самое главное - осознавать нашу обусловленность во взаимоотношениях

с ребенком.

КРИШНАМУРТИ: Нет.

С.: По сути дела, нам приходится очень много времени проводить во

взаимоотношениях с детьми, реагируя на все, чем они занимаются ежедневно,

например, на их беготню по коридорам. Поступая подобным образом, мы

практически неизбежно портим отношения с ребенком. Видите ли, здесь у него

не одна мать, а двадцать или тридцать - и все по очереди указывают ему, что

он делает не так. Я хочу узнать, какой вид образования, какой подход следует

применить к ребенку, чтобы он больше не хотел бегать по коридору.

КРИШНАМУРТИ: Нет. Я бы хотел взглянуть на все это по-другому, и может

быть, я ошибаюсь. Вы знаете, что происходит в мире; с точки зрения политики

все правительства продажны, причем не просто внешне, а на очень глубоком

уровне. Все эти гуру путешествуют по миру, собирая деньги и последователей,

искажая умы молодых людей; мы имеем различные виды наркотиков, имеем армию,

сферу бизнеса. Понимая происходящее не просто абстрактно, а на самом деле,

что мы пытаемся сделать с этими детьми? Добиться того, чтобы они

приспособились к }rnls?

С.: Отчасти мы стараемся научить их также видеть все, что происходит в

мире; ведь в какой-то степени это отражается и на нашей собственной

атмосфере в нашей школе.

КРИШНАМУРТИ: Нет. Пожалуйста, давайте будем немного конкретнее, немного

честнее. Что мы пытаемся сделать?

С. (1): Я хочу, чтобы мои ученики смотрели на жизнь с большей

серьезностью. Они выглядят очень небрежно и расслаблено, особенно те, кто

помладше.

С. (2): Образование становилось для меня очень важным в те моменты,

когда мой внутренний кругозор неожиданно расширялся настолько, что выходил

из-под влияния учителя или избавлялся от определенного воздействия культуры.

Происходило развитие моральных критериев, которые представляли предметы в их

истинном свете.

С. (3): Основной принцип - это развитие моральных принципов в мире, где

может произойти все что угодно.

С. (4): Разве мы не пытаемся понять, как можно жить по-другому? Уже

положено начало некоторым скверным привычкам, возникло стремление делать

все, что человеку хочется, а это так поверхностно и бессмысленно. Может

быть, для ребенка существует иной путь, исполненный бесконечной глубиной.

С. (5): Личность человека, который дает что-то ребенку, должна быть

приятна для него. Ребенок чувствует, что мы довольно посредственны, и я не

вижу для него никаких оснований, чтобы слушать вас. Мне кажется, что прежде

всего нам необходимо развить некое новое качество в нас самих.

С. (6): Ты так думаешь, Дорис? Прежде всего, это необходимо для нас

самих?

С. (7): Да, я думаю, что это так.

КРИШНАМУРТИ: Конечно же, нет.

С. (1): Здесь нет ничего общего с эгоизмом, но несомненно, что главное

для нас - это найти для самих себя более подходящий способ действительно

совместной жизни.

С. (2): Хорошо, но если мы открываем его для себя, разве это не значит,

что мы открываем его как единое целое, а не просто как нечто,

предназначенное исключительно для наших 'я'?

С. (3): Конечно, мы ничего не делаем ради себя; мы не пытаемся

незаметно возвеличивать нашу собственную личность, как раз наоборот. Но мне

кажется, что здесь от каждого из нас требуется во много раз больше жизненной

энергии.

КРИШНАМУРТИ: 'Так должно быть', - и на этом для нас все кончается!

С.: Но что же нам делать?

КРИШНАМУРТИ: Я и хочу взяться за решение этой проблемы. Вот я, учитель,

- что я пытаюсь делать?

С.: Очень многие наши учащиеся уже осознают происходящее во внешнем

мире, и я думаю, что именно поэтому некоторые из старших ребят задают

вопросы о коррупции правительства.

КРИШНАМУРТИ: Да, но что произойдет потом? Когда они столкнуться со всем

этим, когда они выйдут во внешний мир, будут ли они им поглощены? Или просто

скажут: 'Извините, я не хочу иметь с этим ничего общего', - и отойдут в

сторону?

С.: Им придется все понять самостоятельно.

КРИШНАМУРТИ: Как они это сделают, что послужит им светом, что поможет

им проникнуть в суть и сказать: 'Я не буду...'?

С. (1): Именно этим мы и пытаемся здесь заниматься и именно это

интересует также их самих.