КРИШНАМУРТИ: Уродливая вещь.
С.: Здесь много напускного.
КРИШНАМУРТИ: Да, совершенно верно, подобно маске, которую вы надеваете.
С.: Кажется, что в повседневной жизни это очень трудно заметить.
Давайте рассмотрим на примере: я вижу красивое дерево. Что представляет
собой это чувство?
КРИШНАМУРТИ: Это сентиментальность? Я смотрю на это дерево и говорю:
'Какое прекрасное дерево, какая красота!' - является ли это
сентиментальностью?
С.: Сэр, произнося эти слова, вы разговариваете с собой?
КРИШНАМУРТИ: Да, я говорю: 'Какая красота!' самому себе. Вы можете
оказаться рядом, и тогда я бы сказал: 'Посмотрите, какое прекрасное дерево!'
Является ли это сентиментальностью?
С.: Это факт. Но когда вы видите дерево и думаете, что вам следует
ощутить его красоту, вот это и есть сентиментальность.
КРИШНАМУРТИ: Да, именно так. Вы поняли? Вы впитали это?
С.: Да. Сентиментальность - это когда вы думаете, что вам следует...
КРИШНАМУРТИ: Верно, поэтому, когда я к чему-нибудь отношусь
сентиментально, я надеваю на себя ложную личину: мне 'следует' ощутить, что
это красивое дерево.
С.: Это поведенческий акт.
КРИШНАМУРТИ: Да, поведенческий акт. Я рад, что мы затрагиваем это.
С.: Да, но если продолжить вашу историю с деревом, вы будете заботиться
о нем и привяжетесь к нему. Появляется ли в этом случае qemrhlemr`k|mnqr|?
КРИШНАМУРТИ: Да. Когда вы привязываетесь к чему-либо, сентиментальность
подкрадывается к вам. Поэтому поглотите ее, это пища, которую вы
пережевываете, и вам придется ее переварить. Вы спрашиваете: там, где
существует любовь, может ли существовать привязанность?
С.: Нет. Но иногда мы перепрыгивает к другому, не сознавая это.
КРИШНАМУРТИ: Конечно.
С.: Кажется, здесь не существует определенной границы.
КРИШНАМУРТИ: И поэтому необходимо продвигаться очень медленно. Мы
пытаемся найти различие между любовью и сентиментальностью. Мы видим, что
такое сентиментальность. Большинство из нас в молодости сентиментальности не
ощущают, но становясь старше, мы начинаем надевать на себя множество
ненужных масок и говорить: 'Мы должны ощутить красоту этого дерева' или 'Я
должен полюбить эту поэму, потому что ее написал Китс или Шелли'. Любовь -
это нечто совершенно иное. Сентиментальность - это притворство, лицемерие.
Так что же такое любовь?
С.: Буквально это означает двигаться по направлению к кому-либо.
КРИШНАМУРТИ: Да, это так, не правда ли?
С.: Это значит находиться под влиянием чего-либо.
КРИШНАМУРТИ: Прежде всего, послушайте, что сказал мистер Симмонс. Мы
ведь должны слушать друг друга. Он сказал: 'Двигаться к кому-либо'. Что это
означает?
С.: Вы начинаете сочувствовать,
КРИШНАМУРТИ: Осторожно, не надо употреблять слово, связанное с
'чувствовать'. Я двигаюсь по направлению к вам, вы можете оставаться на
месте, но я то двигаюсь, делаю жест в вашу сторону. Я протягиваю вам руку,
вы, может быть, этого не хотите, но я ее протягиваю. Любовь - 'движение к
чему-то': к дереву, к птице, к озеру или к человеку, вы протягиваете руку,
ладонь, делаете какой-то жест, улыбаетесь; все это и есть любовь, не правда
ли? Если я протягиваю вам руку, несмотря на то, что неправильно вас понял,
вы сразу же говорите: 'Хорошо, я постараюсь забыть об этом'. Без движения в
вашу сторону от непонимания нельзя избавиться.
С.: Но некоторые люди могут протянуть руку просто механически.
КРИШНАМУРТИ: Это сентиментальность, это лицемерие.
С.: И если вы находитесь под чьим-то влиянием, это может быть одной из
форм развития по тому же принципу.
КРИШНАМУРТИ: Правильно.
С.: Скоро нам придется покинуть Броквуд, и мы встретимся с
сентиментальными людьми: с нашей матерью или еще с каким-нибудь таким же
человеком. На ее чувства нельзя не ответить.
КРИШНАМУРТИ: Я знаю. Видите ли, в этом случае любовь - это не чувство
или сентиментальность. Любовь - это что-то очень жесткое, если я могу
употребить это слово. Вы понимаете, что оно означает? Жесткое не в смысле
'жестокое', в ней нет лицемерия, нет сентиментальности, любовь снаружи не
приукрашена.
С.: Вы имеете в виду нечто более реальное.
КРИШНАМУРТИ: Если хотите, то так.
Итак, мы выяснили, что имеем в виду, говоря 'любовь' и
'сентиментальность'.