огромное значение. Под словом 'образование' мы имеем
в виду не только приобретение знаний в области техники, но и понимание,
объединенное с чувствительностью и разумом, всей проблемы бытия целиком,
включая смерть, любовь, секс, медитацию, взаимоотношения, конфликты, гнев,
жестокость и все остальное, что составляет целостную структуру человеческого
существования.
Если бы мы смогли полностью изучить хотя бы один из этих элементов,
проникнуть в него очень глубоко, то тогда, вероятно, у нас появилась бы
возможность связать его со всеми остальными. Отдельных, изолированных
проблем не существует. Любая проблема связана с другими проблемами и
вопросами. Поэтому, если мы возьмем только одну человеческую проблему и
свободно ее изучим, то мы сможем увидеть, как она связана со всеми
остальными проблемами. Так о чем же мы сегодня будем говорить?
С.: Какова цель жизни?
КРИШНАМУРТИ: На днях мы уже говорили и очень ясно поняли, что цель
предполагает выбор направления: выбрав направление, человек начинает
избегать всего остального. Если я говорю: 'Сегодня с утра я хочу пойти в
'Рощу', потому что там прекрасные цветы', то все мое внимание сосредоточено
на этой прогулке, и поэтому я отбрасываю все остальное. Точно так же
спрашивать, что является целью жизни, значит привнести в нее больше
противоречий, больше конфликтов. Я не знаю, понимаете ли вы это на самом
деле?
С.: Может быть, истинная трудность заключается в общении?
КРИШНАМУРТИ: Вы думаете? Когда вы хотите что-то сказать, вы ведь
говорите это, верно?
С.: Да, но общение предполагает, что мы делаем что-то вместе.
КРИШНАМУРТИ: Вы сказали, что общение - это когда мы что-то делаем
вместе: это совместное понимание, совместное творчество. Вы хотите
поговорить об этом?
С. (1): Может быть, у нас появляется желание сделать что-то вместе,
потому что нам кажется, что мы не сможем выдержать в одиночку?
С. (2): Может быть, мы сможем обсудить, что такое правильные
взаимоотношения?
С. (3): Мне представляется, что мы очень разбросаны в нашем l{xkemhh.
КРИШНАМУРТИ: Зато если вы чем-то интересуетесь, эта разбросанность
мыслей исчезает. Пожалуйста, скажите мне, что вас интересует.
С.: Счастье.
КРИШНАМУРТИ: Вам всем это интересно? - счастье, наслаждение,
удовольствие, возможность хорошо провести время? Вы собираетесь
интересоваться этим не только в юности, но и на протяжении всей жизни? Что
вы все будете делать? Просто искать счастья и говорить: 'Если бы у меня было
больше драгоценностей, больше сексуальных встреч, больше того или этого, я
был бы счастлив'? Вы этого хотите?
С.: Я мог бы проявить интерес к некоторым другим аспектам жизни,
например, к политике.
КРИШНАМУРТИ: Хорошо. Но если вам интересна политика, разве вас при этом
заботит только одна сторона жизни? Если вы действительно интересуетесь
политикой, вас обязательно должно интересовать движение жизни целиком. Не
следует рассматривать политику как нечто совершенно изолированное, как это
делают большинство политиков.
С.: Меня интересует карьера инженера и, кроме того, моя жизнь как жизнь
человеческого существа.
КРИШНАМУРТИ: Значит, вы интересуетесь не только инженерным делом, но и
пониманием целостности жизни. Что же для вас важнее, что вы считаете более
насущным, ни в коем случае не противопоставляя эти вещи?
С.: Все в целом.
КРИШНАМУРТИ: А значит, сюда входит, например, и религия. Вы следите?
Если вы все внимание уделяете инженерному делу, игнорируя все остальное, то
ваше развитие односторонне; по сути дела вы вовсе не человек, а просто
специалист в определенной области. Помня об этом, давайте решим, что мы
выберем для обсуждения таким образом, чтобы, исследовав выбранную тему, мы
поняли, что она включает в себя также и все остальные проблемы. Какой
предмет мы изберем? Может быть, секс представляет для вас важную проблему?
С.: Ну, для меня это не является проблемой, но для других людей вокруг
меня это действительно важно.
КРИШНАМУРТИ: Важно? Такое возможно?
С.: Конечно, возможно!
КРИШНАМУРТИ: Хорошо. Вы идете по улице, привлекая внимание девушек, и
говорите, что это они виноваты, а вы абсолютно невинны.
С.: Нет, это не совсем так. Но возьмите, к примеру, сексуальные
взаимоотношения.