чего-то? Если сейчас, когда вам
по пятнадцать, шестнадцать, двадцать или, может быть, двадцать пять лет, в
вас нет особой искры, пламени, то в пятьдесят вам будет очень тяжело. Тогда
вам будет гораздо сложнее измениться. Итак, что мне делать? Как я должен
встретить все это, смотреть на это, слушать весь этот ужасный шум мира? -
священники, специалисты, умники, рабочие, постоянно продолжающиеся
забастовки. Должен ли я выбрать какой-то конкретный шум, который мне больше
нравится, и следовать за ним до конца жизни? Что я должен делать? Это
сложная проблема, решить ее не просто.
С.: Я хочу экспериментировать.
КРИШНАМУРТИ: Экспериментировать?
С.: Чтобы вещи открылись мне.
КРИШНАМУРТИ: Послушайте, что я скажу. 'Видя все это, я не знаю, что
делать. Не зная, что делать, я собираюсь найти легкий выход из положения -
обычно я так и делаю'. Не обманывайте себя. Это чрезвычайно сложная
проблема.
С.: Но найти легкий выход из положения, тем не менее, не реально.
КРИШНАМУРТИ: Подождите, я в этом далеко не уверен. Я сталкиваюсь со
всем этим; с ужасным шумом, криками, толкотней, которая происходит вокруг, и
обнаруживаю, что существует легкий выход из положения - я становлюсь
монахом. Именно это происходит в некоторых частях света, потому что люди
больше не доверяют политикам, ученым, специалистам и священникам. Они
говорят: 'Я собираюсь уйти от всего этого и стать уединившимся монахом с
кружкой для пожертвований'. Так делают, например, в Индии. Или, не зная, что
делать, люди предоставляют все судьбе. Вы знаете, что это означает? - изо
дня в день продолжать вести себя подобным образом, ни о чем не беспокоясь.
Или, если вы должны найти выход, вы принуждаете себя или присоединяетесь к
группе, которая помогает, что обладает огромными преимуществами. Это вы все
собираетесь делать? Если бы у меня в этой школе учился сын или дочь, меня бы
как родителя это беспокоило, я бы чувствовал сильную озабоченность. Броквуд
это тоже беспокоит - для меня это очень важно. Вы все можете пойти в
колледжи и университеты, получить степень и работу. Но это слишком просто,
этот выход из положения также ничего не решает. Поэтому, если бы у меня был
сын или дочь, я бы задал вопрос: 'Как они получат образование в той области,
к которой они сами не проявляют интерес?' И другие люди не знают, как помочь
им понять эту огромную сферу жизни, которая до сих пор игнорируется.
Таким образом, я знаю, что бы я сделал, в том смысле, что я бы сказал
сыну или дочери: 'Прислушайся ко всему этому, прислушайся к шуму, который
наполняет мир, не вставай на чью-либо сторону, не делай никаких выводов, а
просто послушай. Не говори, что один вид шума лучше, чем другой; все это
шумы, поэтому, прежде всего, послушай. Прислушайся также к своему
собственному шуму, своей болтовне, к своим желаниям - 'Я хочу быть таким, я
не хочу быть другим' - пойми, что значит слушать. Разберись в этом сам, не
жди, что тебе кто-то подскажет. Поговори со мной и, прежде всего, пойми, что
это означает. Узнай, что значит думать, почему ты думаешь, каковы истоки
твоего мышления. Наблюдай за собой, не становись эгоистичным в этом
наблюдении. Во время наблюдения будь чрезвычайно внимательным, что будет
означать дальнейшее развитие тебя самого.
С.: Вы сказали, внимание при наблюдении означает дальнейшее развитие
'я'?
КРИШНАМУРТИ: Я сказал: наблюдайте за собой. Если бы я был родителем,
меня бы очень беспокоил вопрос о том, как обучать людей в той области, где
не существует истинного понимания или помощи. Вот что я имел в виду. Но
после этого я сказал, что, если вы наблюдаете за собой, возникает опасность
эгоизма - очень серьезная опасность. За всем этим я тоже должен наблюдать.
Я также сказал, что обсудил бы это с группой, постарался бы выяснить,
как, почему и что вы думаете. Не ради того, чтобы изменить, подавить или
преодолеть это, а чтобы понять, почему вы вообще думаете. Не
останавливайтесь, исследуйте это! Не знаю, заметили ли вы, что большинство
книг, вся структура общества, морали, этики, взаимоотношения между людьми -
все это основано на мышлении.
С.: Да.
КРИШНАМУРТИ: 'Это правильно, это неправильно, так должно быть, так не
должно быть', - подобные слова основаны на структуре мысли. Вы вполне в этом
уверены? - Не соглашайтесь со мной.