отнимаем, - в общем, пытаемся что-то создать. Если я
говорю: 'Я знаю себя', это не знание, которое я приобрел с помощью
наблюдения за собой. Оно не дает мне свободу - я по-прежнему пойман в
ловушку этим знанием о самом себе.
С.: Другими словами, идеей, которая у меня есть о самом себе.
КРИШНАМУРТИ: Совершенно верно, сэр.
С.: То есть проблема заключается в использовании научных знаний и их
применении в самопознании.
КРИШНАМУРТИ: Нет. Представьте себе человека, который никогда не учился
в университете. Он может познавать себя через свои взаимоотношения с любым
другим человеком.
С.: Но рассчитывает ли он на это знание, способен ли он его сохранить?
КРИШНАМУРТИ: Как только он запоминает его в памяти, это становится
помехой, а значит, этот человек не может быть свободным. Я ясно выражаюсь?
С.: Вы имеете в виду, что самопознание можно понимать двояко? С одной
стороны, это сбор незначительных фактов о самом себе, их запоминание и
воспроизведение: 'Я делаю это и это'. С другой стороны, это очень глубокое
восприятие всего этого процесса целиком, когда вы неожиданно видите его
целостность, и все на этом забывается.
КРИШНАМУРТИ: И здесь нет ничего общего с накоплением знаний о себе.
С.: Вы хотите сказать, что мы начинаем видеть с такой силой, что все
собранные вместе отдельные кусочки знаний исчезают, потому что мы уже видели
их.КРИШНАМУРТИ: Мы видим всего себя целиком...
С.: ... а значит, обретаем свободу.
КРИШНАМУРТИ: Совершенно верно. Это свобода. Если я познаю себя и
говорю: 'Я не должен делать это, но я должен делать то', - вы знаете, какими
пустыми мелочами мы бываем озабочены, - то такое знание полностью изуродует
меня: я ничего не осмеливаюсь сделать свободно, непринужденно. Я думаю,
сейчас мы начинаем понимать, что существуют различные виды знания. Тогда что
мы пытаемся пробудить в ученике? Мы даем ему не только 'книжные' знания, это
ясно. Но что еще мы даем ему? Мы стараемся помочь ученику шаг за шагом
познавать себя? Накапливать знания о себе через отдельные, даже
незначительные действия? Или мы стараемся помочь ему проникнуть в самую суть
своего единого целого? Я думаю, что это важно. Как он сможет полностью
проникнуть в себя так, чтобы все эти мелкие фрагменты встали на свои места?
Как ему вести себя, как поддерживать хорошие отношения с другими людьми,
чтобы все встало на место? И как мне донести до ученика эту мысль, как мне
помочь ему в достижении этого?
С.: Если человек указывает на какое-либо действие, на какой-либо
процесс в настоящем времени, мне кажется, что он сам должен быть вовлечен в
этот процесс; человек должен активно исследовать это в себе, иначе все
станет просто еще одним фактом, который прибавляется к остальным.
КРИШНАМУРТИ: Или еще одной серией идей; это мне понятно. Послушайте: я
стараюсь научить ребенка математике и, кроме того, говорю ему, что он должен
рано вставать, вовремя ложиться спать, аккуратно есть, умываться и так
далее. И в то же время я хочу помочь ему обрести понимание сути вещей,
которое позволит ему с легкостью, без напряжения вставать в положенное время
и делать все остальное, что требуется в этой школе. Итак, я занимаюсь тремя
вещами: преподаю учебные дисциплины, напоминаю ученику, что ему следует
делать, и в то же время говорю: 'Послушай, если ты проникнешь в суть этого,
все встанет на свое место'. Я поддерживаю гармоничное сосуществование этих
трех направлений. Как мне донести до ученика смысл этого? Как мне помочь
ему?
С.: Он должен увидеть, где эти все направления совпадают.
КРИШНАМУРТИ: Нет. Вы вновь стараетесь приспособить его к этой модели. И
тогда он скажет: 'Хорошо, я приспособлюсь к ней'.
Прежде всего, давайте еще раз рассмотрим суть проблемы. Преподавание
учебных предметов - это первое направление. Второе состоит из особенностей
повседневной жизни и фраз типа: 'Вставай, этого делать нельзя, того делать
нельзя', - чем вам тоже приходилось заниматься. Третье направление - это
когда вы говорите: 'Послушай, обладать высочайшим разумом значит
инстинктивно совершать правильные поступки'. Необходимо, чтобы все три эти
направления сосуществовали гармонично.
С.: Это очень сложно...
КРИШНАМУРТИ: Нет, не говорите, что это сложно, вообще ничего не
говорите, прежде всего поймите