необъятна'?
КРИШНАМУРТИ: Она действительно необъятна, когда человек на самом деле
свободен, но ведь этого нет. Способен ли человек понять, что он несвободен?
Свобода - это прежде всего отсутствие страха. Это свобода от любой формы
сопротивления. Это неизолированное движение без изоляции. Свобода - это
полное отсутствие сопротивления. Так свободны ли вы? Совершенно очевидно,
что люди напуганы, они сопротивляются, они заключены в скорлупу из своих
собственных мелких идей, желаний и стремлений. Поэтому, когда вы говорите
'свобода' и 'естественно', эти два слова не имеют никакого смысла. Свобода
может прийти, только если вы поймете всю глубину своей обусловленности и
освободитесь от нее. Тогда человек может быть свободным, естественным.
Знаете ли вы, что такое порядок? Он возникает, когда имеется достаточно
много пространства, не правда ли? В маленькой комнате, где пространства
немного, поддерживать порядок сложнее. Вы не согласны? Сейчас вы поймете.
Мне рассказывали об одном эксперименте с крысами: как можно больше крыс
помещают в очень ограниченное пространство, и поскольку им не хватает места,
они начинают убивать друг друга - мать съедает своих детенышей. Но мы также
нуждаемся в пространстве. Сейчас появляется все больше и больше
переполненных населением городов. Вам следовало бы поехать в Индию и
посетить некоторые из ее крупнейших городов: Калькутту, Бомбей или Дели, -
вы даже представить себе не можете, на что это похоже, какой там ужасный
шум, крики и как много там людей. Улицы похожи на муравейник, и люди,
ограниченные в пространством, взрываются насилием.
Здесь нам также необходимо пространство; но размеры самого здания
ограничены, что вы будете делать? Внешнее пространство ограничено, а вам еще
необходимо и пространство внутреннее, как вы собираетесь сохранить его? Вы
понимаете, что я имею в виду под внутренним пространством? Наш ум настолько
переполнен тысячами идей, что в нем совершенно не остается пространства,
даже между двумя мыслями, двумя идеями, между двумя эмоциями также не
существует интервала. Но пока в вас не появится это пространство, не будет и
порядка. Порядок означает познание, не правда ли? Познание всего. То есть
если кто-то говорит мне, что я дурак, я хочу познать истинность этого; я
хочу понять. Я не начинаю сопротивляться и говорить в ответ: 'Сам дурак'. Я
хочу увидеть, услышать, познать. Таким образом, познание порождает порядок,
сопротивление же ведет к беспорядку.
Итак, даже если мне не достает внешнего пространства, из-за того, что
мир все больше и больше наполняется людьми, я хочу понять, способен ли я
овладеть внутренним пространством. Если во мне его нет, то я неизбежно
создаю беспорядок. Что вы на это скажете? Вот вы, группа подростков, которые
не согласны с установленным порядком, восстают против установленного
порядка, хотя он естественен, неизбежен. Вы пришли сюда с подобными идеями и
чувствами, и всякого человека, который указывает вам на что-то, вы называете
'авторитарным'. Так что же мы будем делать?
Как мы можем жить здесь по-другому, поступать по-другому, быть
счастливыми по-другому? Знаете ли вы, что может произойти в противном
случае? Вы будете выброшены в джунгли этого мира, кишащие волками, и вы
погибнете. В Индии на каждое свободное рабочее место набирается от 3 до 4
тысяч претендентов. Вы понимаете, что это значит? Однажды понадобился повар,
и вы знаете, кто пришел наниматься на работу? - бакалавры, магистры и
доктора философии! Onknfemhe будет еще хуже, не только в Индии, но и во всем
мире.
Итак, в такой школе, как эта, нам необходимо познавать. Я использую
слово 'познавать' в его истинном смысле: понимать, исследовать
взаимоотношения, потому что, в конечном счете это то, как мы живем. Общество
- это взаимоотношения между людьми. Очень важно, чтобы здесь мы занимались
познанием того, как нужно жить, что такое взаимоотношения, что такое любовь.
Мы должны познавать, а не просто говорить: 'Это любовь', 'Это не любовь' или
'Это авторитет', 'Это не авторитет', - все абсурдные утверждения подобного
рода не имеют смысла. Но если мы на самом деле способны к совместному
познанию, тогда, я думаю, в существовании этой школы есть определенный
смысл.
В школе на юге Индии учатся мальчики в возрасте от 6 до 18 лет, так