Джидду Кришнамурти

Начало Познания

неизбежно возникает сопротивление;

я сооружаю стену вокруг того, с чем себя отождествляю. Там же, где

существует стена, создается разделение. После чего возникает конфликт. Не

знаю, понимаете ли вы все это? Хорошо, так каким же будет следующий шаг? -

продолжайте.

С. (1): В чем состоит различие между отождествлением и сотрудничеством?

С. (2): Мне кажется, здесь необходимо более глубокое понимание того,

что такое сотрудничество.

КРИШНАМУРТИ: Известно ли вам, что значит сотрудничать, работать вместе?

Может ли сотрудничество существовать рядом с отождествлением? Представляете

ли вы себе, что мы имеем в виду под словом 'отождествление'? Мы уже

достаточно тщательно его рассмотрели. 'Сотрудничество' - это значит

'совместная работа'. Могу ли я работать вместе с вами, если я отождествил

себя с одной идеологией, а вы - с другой? Очевидно, что нет.

С.: Но людям приходится работать вместе.

КРИШНАМУРТИ: Вы можете назвать это сотрудничеством?

С.: Нет.

КРИШНАМУРТИ: Важно увидеть, из каких элементов состоит эта проблема.

Из-за нашего отождествления с одной и той же идеологией мы работаем вместе,

вы ее защищаете и я ее защищаю. Это наша безопасность, поддерживаемая во имя

Бога, красоты или чего-то еще. Мы полагаем, что это сотрудничество. Так что

же имеет место на самом деле? Возможно ли сотрудничество, когда существует

отождествление человека с некоей группой?

С.: Нет, невозможно, потому что при этом возникает разделение. Я

обнаруживаю, что между мной и группой существует конфликт, поскольку я

продолжаю себя с ней отождествлять.

КРИШНАМУРТИ: Посмотрите внимательно на то, что происходит. Вы и я

отождествили себя с этой идеологией. Наше понимание этой идеологии могут

оказаться...

С.: ... различными...

КРИШНАМУРТИ: Именно. Если ваше понимание этой идеологии отличается от

моего, значит, вы отклоняетесь в сторону, поэтому между нами возникает

конфликт. Следовательно, мы оба должны прийти к полному согласию

относительно нашей идеологии. Возможно ли это?

С.: Именно это как раз и происходит в школе. Только вы отождествляете

себя не с идеологией, а со школой, и у каждого есть свое собственное

представление о ней.

КРИШНАМУРТИ: Да, совершенно верно, но почему это так?

С.: Я чувствую, что иногда конфликты здесь возникают по той же самой

причине, которую вы упоминали, когда говорили об идеологии. Если вы и я

отождествляем себя со школой, нам кажется, что мы сотрудничаем, но на самом

деле этого духа сотрудничества не существует.

КРИШНАМУРТИ: Поэтому я и спрашиваю: может ли сотрудничество

существовать одновременно с отождествлением?

С.: Нет.

КРИШНАМУРТИ: Понимаете ли вы свои слова? (Смех.) Именно так в этом мире

все и происходит. Истинно ли утверждение, что отождествление и

сотрудничество несовместимы? Когда открываешь истину этого, сталкиваешься с

изумительной вещью. Дело не в вашем и не в моем мнении, главное - истина,

действительность. Поэтому нам необходимо понять, что такое сотрудничество.

Вы видите, что, если существует отождествление человека с какой-то идеей,

вождем, группой или чем-то еще, сотрудничество невозможно. Значит, возникает

вопрос: что представляет собой сотрудничество, в котором нет ни малейшего

элемента отождествления?

С.: Это действие в ответ на саму ситуацию...

КРИШНАМУРТИ: Я не говорю, что вы неправы, но все же задам вопрос: можем

ли мы с вами работать вместе, если думаем по-разному? Если вы озабочены

собой, а я собой? Существует и еще одно обстоятельство: зная, что, когда мы

думаем только о себе, сотрудничество между нами невозможно, мы стараемся

отождествлять себя с какой-либо идеологией, надеясь таким образом установить

сотрудничество. Но что собой представляет сотрудничество, если мы не

занимаемся отождествлением?

Здесь, в Броквуде, мы все находимся в школе. Мы видим, что когда

отождествляем себя со школой, с какой-то идеей, программой, конкретной

установкой на то или это, сотрудничество невозможно. Мы также видим, что

отождествление является причиной разделения. Что же тогда есть

сотрудничество? Как совместная работа, а не работа 'над чем-то'. Вы

понимаете разницу? Таким образом, прежде чем что-то вместе делать, ответьте

на вопрос, что такое дух, ощущение сотрудничества,