неизбежно возникает сопротивление;
я сооружаю стену вокруг того, с чем себя отождествляю. Там же, где
существует стена, создается разделение. После чего возникает конфликт. Не
знаю, понимаете ли вы все это? Хорошо, так каким же будет следующий шаг? -
продолжайте.
С. (1): В чем состоит различие между отождествлением и сотрудничеством?
С. (2): Мне кажется, здесь необходимо более глубокое понимание того,
что такое сотрудничество.
КРИШНАМУРТИ: Известно ли вам, что значит сотрудничать, работать вместе?
Может ли сотрудничество существовать рядом с отождествлением? Представляете
ли вы себе, что мы имеем в виду под словом 'отождествление'? Мы уже
достаточно тщательно его рассмотрели. 'Сотрудничество' - это значит
'совместная работа'. Могу ли я работать вместе с вами, если я отождествил
себя с одной идеологией, а вы - с другой? Очевидно, что нет.
С.: Но людям приходится работать вместе.
КРИШНАМУРТИ: Вы можете назвать это сотрудничеством?
С.: Нет.
КРИШНАМУРТИ: Важно увидеть, из каких элементов состоит эта проблема.
Из-за нашего отождествления с одной и той же идеологией мы работаем вместе,
вы ее защищаете и я ее защищаю. Это наша безопасность, поддерживаемая во имя
Бога, красоты или чего-то еще. Мы полагаем, что это сотрудничество. Так что
же имеет место на самом деле? Возможно ли сотрудничество, когда существует
отождествление человека с некоей группой?
С.: Нет, невозможно, потому что при этом возникает разделение. Я
обнаруживаю, что между мной и группой существует конфликт, поскольку я
продолжаю себя с ней отождествлять.
КРИШНАМУРТИ: Посмотрите внимательно на то, что происходит. Вы и я
отождествили себя с этой идеологией. Наше понимание этой идеологии могут
оказаться...
С.: ... различными...
КРИШНАМУРТИ: Именно. Если ваше понимание этой идеологии отличается от
моего, значит, вы отклоняетесь в сторону, поэтому между нами возникает
конфликт. Следовательно, мы оба должны прийти к полному согласию
относительно нашей идеологии. Возможно ли это?
С.: Именно это как раз и происходит в школе. Только вы отождествляете
себя не с идеологией, а со школой, и у каждого есть свое собственное
представление о ней.
КРИШНАМУРТИ: Да, совершенно верно, но почему это так?
С.: Я чувствую, что иногда конфликты здесь возникают по той же самой
причине, которую вы упоминали, когда говорили об идеологии. Если вы и я
отождествляем себя со школой, нам кажется, что мы сотрудничаем, но на самом
деле этого духа сотрудничества не существует.
КРИШНАМУРТИ: Поэтому я и спрашиваю: может ли сотрудничество
существовать одновременно с отождествлением?
С.: Нет.
КРИШНАМУРТИ: Понимаете ли вы свои слова? (Смех.) Именно так в этом мире
все и происходит. Истинно ли утверждение, что отождествление и
сотрудничество несовместимы? Когда открываешь истину этого, сталкиваешься с
изумительной вещью. Дело не в вашем и не в моем мнении, главное - истина,
действительность. Поэтому нам необходимо понять, что такое сотрудничество.
Вы видите, что, если существует отождествление человека с какой-то идеей,
вождем, группой или чем-то еще, сотрудничество невозможно. Значит, возникает
вопрос: что представляет собой сотрудничество, в котором нет ни малейшего
элемента отождествления?
С.: Это действие в ответ на саму ситуацию...
КРИШНАМУРТИ: Я не говорю, что вы неправы, но все же задам вопрос: можем
ли мы с вами работать вместе, если думаем по-разному? Если вы озабочены
собой, а я собой? Существует и еще одно обстоятельство: зная, что, когда мы
думаем только о себе, сотрудничество между нами невозможно, мы стараемся
отождествлять себя с какой-либо идеологией, надеясь таким образом установить
сотрудничество. Но что собой представляет сотрудничество, если мы не
занимаемся отождествлением?
Здесь, в Броквуде, мы все находимся в школе. Мы видим, что когда
отождествляем себя со школой, с какой-то идеей, программой, конкретной
установкой на то или это, сотрудничество невозможно. Мы также видим, что
отождествление является причиной разделения. Что же тогда есть
сотрудничество? Как совместная работа, а не работа 'над чем-то'. Вы
понимаете разницу? Таким образом, прежде чем что-то вместе делать, ответьте
на вопрос, что такое дух, ощущение сотрудничества,