события Христа могут люди, которые поднимают себя до тайны
Христа, из чувственного мира взять достигнутое в Духовный. И из такового
изливается оно затем опять в Земной-чувственный назад в том, что люди при
своем перевоплощении приносят с собой, что стал для них Импульс Христа в
Духовном мире между смертью и новым рождением.
Что через явление Христа влилось развитию человечества, действовало как
семя в таковом. Семя может только постепенно созревать. Только самая малая
часть глубин новой сокровищницы Мудрости влилась вплоть до настоящего
времени в физическое бытие. Таковое стоит только в начале Христианского
развития. Таковое могло в последовательные временные промежутки, которые
протекли начиная с этого явления, только всегда разоблачить так много из ее
внутренней сущности, насколько люди, народы были способны принять, насколько
таковую могли принять в свой мир представлений. Первая форма, в которую это
познание могло излить себя, позволяет себя высказать как всеобъемлющий
жизненный идеал. Как таковой, противостоял он тому, что образовало себя в
после-Атлантическом человечестве как жизненные формы. Выше были изложены
условия, которые в развитии человечества действовали начиная с
опять-заселения Земли в Лемурийское время. Людей, соразмерно этому Душевно,
должно отводить назад к различным существам, которые приходя из других
Миров, воплощали себя в телесных потомках древних Лемурийцев. Различные
человеческие расы есть некое последствие этого факта. И в перевоплощенных
Душах выступали, вследствие их Кармы, самые разнообразные интересы. Пока все
это после-действовало (nachwirkte), не могло существовать идеала 'всеобщей
Человечности'. Человечество вышло из одного Единства; но предыдущее Земное
развитие вело к обособлению. В представлении-образе Христа дан прежде всего
идеал, который противодействует всему обособлению, ибо в человеке, который
носит имя Христа, живут также силы высокого Солнечного существа, в котором
каждое человеческое 'Я' находит свою пра-основу. Еще израильский народ
чувствовал себя как народ, человек, как член этого народа. Тем, что в начале
было постигнуто только в мыслях, что в Христе Иисусе живет Идеальный
человек, к которому не вторгаются условия обособления, стало Христианство
идеалом всеобъемлющего Братства. Над всеми особыми интересами и особыми
родствами выступало чувство, что наивнутреннейшее 'Я' человека у каждого
имеет одинаковый пра-источник (Ursprung). (Наряду со всеми Земными предками
выступает общий Отец всех людей 'Я и Отец есть Одно', 'Ich und der Vater
sind Eins'.)
В четвертом, пятом и шестом столетии после Христа подготовила себя в
Европе культурно-временная эпоха, которая началась с пятнадцатого столетия и
в которой еще живет настоящее. Она должна была постепенно сменить четвертую,
Греко-Латинскую. Это есть пятая после-Атлантическая культурно-временная
эпоха. Народы, которые после различных странствий и самых разнообразных
судеб сделали себя носителями этого периода, были потомками тех Атлантов,
которые оставались меньше всего затронутыми тем, что тем временем разыграло
себя в четыре предшествущие культурные периоды. Они не проникли в те
области, в которых пустили корни соответствующие культуры. Напротив этому
они в своем роде насаждали далее Атлантические культуры. Среди них было
много людей, которые наследие древнего сумеречного ясновидения - описанного
промежуточного состояния между бодрствованием и сном - сохраняли в высокой
степени. Такие люди знали Духовный мир как свое собственное переживание и
могли сообщать своим собратьям, что происходит в этом Мире. Так возник некий
мир повествований о Духовных существах и о Духовных процессах. И
сокровищница сказок и саг народов возникла изначально из таких Духовных
переживаний. Ибо сумеречное ясновидение многих людей длилось вплоть до
времен, которые никоим образом не располагаются далеко за нашим настоящим.
Другие люди были здесь, которые хотя утратили ясновидение, но образовывали
приобретенные способности для чувственно-физического мира, однако по тем
чувствам и ощущениям, которые соответствовали переживаниям этого
ясновидения. И также Атлантические Оракулы имели здесь своих последователей.
Всюду существовали Мистерии. Только образовывала себя в этих Мистериях
преимущественно та тайна