собственного вступления в Духовный мир прежде, чем
он через свою обычную, развитую в физически-чувственном мире силу суждения
не поймет определенные истины о Духовном мире. Что в этой книге сообщено
перед изложениями о „Познании высших Миров', это Духовный ученик при
правомерном ходе развития должен был бы усвоить себе через свою обычную
способность суждения, прежде чем иметь потребность самому пускаться в
сверх-чувственные Миры.
При неком обучении, в котором не смотрят на уверенность и твердость
силы суждения, жизни чувства и характера, может случиться, что перед
учеником предстанет высший Мир прежде, чем он имеет необходимые для этого
внутренние способности. Тогда встреча с двойником подавляла бы его и
приводила бы к заблуждениям. Была бы, однако - что все-таки также было бы
возможно - встреча с двойником полностью избежена и человек однако же был бы
приведен в сверх-чувственный Мир, то он также мало был бы в состоянии,
познать этот Мир в его истинном облике. Ибо это было бы ему полностью
невозможно, чтобы различать между тем, что он сам усматривает в вещах и тем,
что они действительно есть. Такое различение возможно только, когда
воспринимают собственное существо как некий образ и через это отделяют от
окружения все, что проистекает из собственного Внутреннего. - Двойник
действует для жизни человека в физически-чувственном мире так, что он через
обозначенное чувство стыда делает себя тотчас невидимым, когда человек
приближается к Душевно-Духовному миру. Тем самым закрывает он, однако, также
весь сам этот Мир. Как „Страж' стоит он здесь, перед этим Миром, чтобы
заградить доступ тем, которые еще не пригодны к вступлению в этот Мир. Он
может, отсюда, „Страж порога, который перед Душевно-Духовным миром
есть' быть назван. - Помимо, через изложенное вступление в сверх-чувственный
Мир, встречает человек еще при прохождении через физическую смерть этого
„Стража порога'. И он раскрывает себя постепенно в Душевно-Духовном
развитии в течение жизни между смертью и новым рождением. Здесь, однако,
встреча не может подавлять человека, ибо он знает здесь о других Мирах, чем
в жизни между рождением и смертью.
Если человек без того, чтобы иметь встречу со „Стражем порога',
вступил бы в Духовно-Душевный мир, то он мог бы впадать в одно заблуждение
за другим. Ибо он не мог бы никогда различать, что он сам вносит в этот Мир
и что ему действительно принадлежит. Правомерное обучение должно, однако,
вести Духовного ученика в область истины, не в таковую иллюзии. Такое
обучение будет через самое себя таким, что встреча необходимо должна однажды
произойти. Ибо оно есть одно из, для наблюдения сверх-чувственных Миров,
правил предосторожности, против возможности заблуждения и фантастики. - Это
принадлежит к самым неотложным пред-мерам, которые каждый Духовный ученик
должен предпринять, чтобы тщательно работать над собой, чтобы не стать
фантастом, неким человеком, который может впасть в некое возможное
заблуждение, само-обман (внушение и само-внушение). Где указания Духовного
обучения будут верно последуемы, там будут одновременно уничтожены
источники, которые могут нести заблуждение. Здесь не может, конечно,
говориться о всех многочисленных отдельных подробностях, которые при таких
пред-мерах входят в рассмотрение. Может быть только указано, на что
приходится главное. Заблуждения, которые здесь входят в рассмотрение,
проистекают из двух источников. Они происходят частью от того, что через
собственное Душевное существо окрашивают действительность. В обычной жизни
физически-чувственного мира есть этот источник заблуждения соотносительно
небольшой опасности; ибо здесь будет внешний Мир всегда остро в своем
собственном облике навязываться наблюдению, как его также, наблюдатель, по
своим желаниям и интересам, ни желал бы окрасить. Как только, однако,
вступают в имагинативный Мир, меняют себя его образы через такие желания и
интересы и имеют как некую действительность перед собой то, что только сами
образовали или со-образовали. Через то теперь, что через встречу со
„Стражем порога' Духовный ученик узнает все, что в нем есть, что он,
итак может внести в Душевно-Духовный мир, является этот источник заблуждения
устраненным. И подготовление, которое