рода и таковые могут быть построены
самыми различными способами. Могут быть даны также известные изречения,
формулы, отдельные слова, в которые должно погружаться. В каждом случае эти
средства внутреннего погружения будут иметь цель оторвать Душу от
чувственного восприятия и побудить ее к такой деятельности, при которой
впечатление на физические чувства является незначимым и развертывание
внутренне дремлющих Душевных способностей будет существенным. Дело может
идти также о погружениях только в чувства, ощущения и так далее. Такое
оказывается особенно действенным. Возьмем разок чувство радости. При
нормальном ходе жизни Душа может переживать радость, когда имеется внешнее
побуждение к радости. Когда воспринимающая здоровым образом Душа
воспринимает, как человек совершает некое деяние, которое внушает таковому
свою сердечную доброту, то Душа чувствует удовлетворение, радость при таком
деянии. Но эта Душа может теперь подумать о неком деянии такого рода. Она
может сказать себе: деяние, которое было совершено из сердечной доброты,
есть такое, при котором совершающий следует не своему собственному интересу,
но интересу своего ближнего. И такое деяние может быть названо нравственно
добрым. Теперь, однако, может рассматривающая Душа сделать себя полностью
свободной от представления отдельного случая во внешнем Мире, который
доставил ей радость или удовлетворение и она может образовать себе
охватывающую идею сердечной доброты. Она может примерно мыслить себе, как
сердечная доброта возникает через то, что одна Душа как бы всасывает в себя
интерес другой Души и делает своим собственным. И Душа может воспринять
радость об этой нравственной идее сердечной доброты. Это есть радость не о
том или ином процессе чувственного мира, но радость об идее, как таковой.
Пытаются такой радости позволить более долгое время быть живой в Душе, то
есть это погружение в чувство, в ощущение. Не идея суть тогда действенное к
пробуждению внутренних Душевных способностей, но через более долгое время
длящееся господство чувства внутри в Душе, побужденного не только через
отдельное внешнее впечатление. - Так как сверх-чувственному познанию удается
более глубоко проникнуть в сущность вещей, чем обыкновенному представлению,
то из его опытов могут быть указаны восприятия, которые еще во много более
высокой степени действуют на развертывание Душевных способностей, когда они
будут применены ко внутреннему погружению. Насколько необходимым является
это последнее для более высокой степени обучения, настолько должно однако
быть вспомнено, что энергичное погружение в такие чувства и восприятия, как
например, охарактеризованное при рассмотрении сердечной Доброты, может уже
вести очень далеко. - Так как существа людей различны, то для отдельных
людей являются действенными также различные средства обучения. - Что
касается временной продолжительности погружения, то должно обдумать, что
действие настолько сильнее, насколько спокойнее и разумнее это погружение
может быть. Но любое преувеличение в этом направлении должно быть избегаемо.
Известный внутренний такт, который сам получается через упражнения, может
учить ученика, чему он должен придерживаться в этом отношении.
Такие упражнения во внутреннем погружении как правило должно будет
выполнять долго, прежде чем их результат можно воспринять самому. Что
безусловно принадлежит к Духовному обучению есть: терпение и выдержка. Кто
эти оба не пробудит в себе и так в полном спокойствии и продолжительно не
делает своих упражнений так, что терпение и выдержка при этом постоянно
составляют основное настроение его Души, тот не может достичь много.
Из предшествующего изложения хорошо видно, что внутреннее погружение
(медитация) есть средство к достижению познания высших Миров, но также, что
не каждое любое содержание представления ведет к этому, но только такое,
которое устроено описанным образом.
Путь, на который здесь указано, ведет сначала к тому, что можно назвать
имагинативное (imaginative) познание. Оно есть первая высшая ступень
познания. Познавание, которое основывается на чувственном восприятии и на
обработке чувственных восприятий через завязанный на чувства рассудок, может
- в смысле Духовной науки - быть названо „предметным познаванием'. Над
ним лежат более