Рудольф Штайнер

Очерк Тайноведения (Часть 2)

познающий донес это до такой силы воли, что он, вопреки

тому, что перед ним стоит физический человек, внимание может отвлечь от

того, что видит физический глаз, то сможет он посредством сверх-чувственного

сознания видеть в пространстве, которое занимает человек. К этому

принадлежит, само-разумеется, сильное повышение воли, чтобы не только свое

внимание отвлечь от нечто, о чем думают, но от нечто, что стоит перед ним,

так что физическое впечатление будет полностью погашено. Однако такое

повышение возможно и оно наступает через упражнения к сверх-чувственному

познанию. Тот, так познающий, может тогда сначала иметь общее впечатление

эфирного тела. В его Душе всплывает то же самое внутреннее восприятие,

которое он имеет при виде, примерно как, цвета персикового цветения. Затем,

воспринимает он также отдельные органы и течения эфирного тела. Можно,

однако, эфирное тело также дальше описывать, давая переживания Души, которые

соответствуют тепло-восприятиям, звуко-впечатлениям и так далее. Ибо оно

есть не только, примерно как, голое цвето-явление. В таком же самом смысле

могут также быть описаны астральное тело и другие члены человеческого

существа. Кто вовлекает это во внимание, увидит как должно принимать

описания, которые сделаны в смысле Духо-науки (сравните „Сущность

человечества').

Астральный мир

Пока наблюдают только физический мир, представляет себя Земля, как

место обитания человека, как некое обособленное тело. Когда, однако,

сверх-чувственное познание восходит к другим Мирам, тогда прекращается эта

обособленность. Отсюда может быть сказано, что имагинация воспринимает с

Землей, одновременно вплоть до в настоящее время, развитое состояние Луны.

Тот мир, в который таким образом вступают, есть теперь такой, что к нему

принадлежит не только сверх-чувственное Земли, но что также еще в него

уложены другие Мировые тела, которые физически обособлены от Земли.

Познающий сверх-чувственные Миры наблюдает тогда не только сверх-чувственное

Земли, но прежде всего также сверх-чувственное других Мировых тел. (Что

прежде всего дело идет о наблюдении других Мировых тел, пусть заметит тот,

кто будет настаивать на вопросе: почему же сверх-чувственное созерцание не

указывает как на Марсе и так далее обстоит это. Вопрошающий имеет тогда

физическо-чувственные взаимосвязи ввиду.) Отсюда, в изложении этой книги

может также говориться об известных отношениях развития Земли к

одновременному развитию Сатурна, Юпитера, Марса и так далее. - Когда

астральное тело человека, теперь, будет отнято сном, то принадлежит оно не

только Земным состояниям, но Мирам, в которых еще другие Мировые области

задействованы. Да, эти Миры действуют также в бодрственном состоянии внутрь

в астральное тело человека. Отсюда, название „астральное тело' может

являться правомерным.

О жизни человека после смерти

В изложениях этой книги говорилось о времени, насквозь через которое,

после наступления смерти человека, астральное тело остается еще объединенным

с эфирным телом. В течение этого времени имеется постепенно поблекшее

воспоминание о всей, именно, истекшей жизни (сравните „Сон и смерть').

Это время есть для различных людей различно. Оно зависит то того, как сильна

сила, с которой у человека астральное тело удерживает при себе эфирное тело,

какую власть имеет первое над вторым. Сверх-чувственное восприятие может

получить некое впечатление такой власти, когда оно наблюдает человека,

который по своей степени Душевно-телесной конституции должен был бы спать,

который, однако, через внутреннюю силу, поддерживает себя бодрствующим. И

теперь показывается, что различные люди могут поддерживать себя различно

долго бодрствующими, без того чтобы время от времени быть одоленными сном.

Приблизительно так долго, как человек в самом крайнем случае, когда это

необходимо, может поддерживать себя бодрствующим, так долго длится после

смерти воспоминание об уже истекшей жизни, то есть совместная-связь с

эфирным телом.

*

Когда эфирное тело после смерти отделилось от человека (сравните

„Сон и смерть'), то остается от него, все-таки, для всего более

позднего развития человека, еще нечто, что можно описать как экстракт или

эссенцию такового. Такой экстракт содержит плоды