стороны, через взгляд в сверх-чувственный Мир,
распознают высшие моральные импульсы, которые действенны также для
физически-чувственного мира. Известные моральные необходимости будут
распознаны только из этого Мира. - Второе недоразумение было бы, когда
верят, что какая-нибудь ведущая к сверх-чувственному познанию Душевная
деятельность, имела бы некое дело с изменениями физической организации. Эти
отправления скорее не имеют даже ни малейшего дела с чему-либо, во что
убеждена физиология или другая ветвь естествознания (Naturkenntnis). Они
есть так всецело от всего физического далеко лежащие чисто Духовно-Душевные
процессы, как само здоровое мышление и восприятие. По такому образу
происходит в Душе через такое отправление ничто другое, как происходит
нечто, когда здорово она представляет или судит. Настолько много и настолько
мало имеет дело с телом здоровое мышление, насколько много и насколько мало
имеют дело с таковым процессы истинного обучения к сверх-чувственному
познанию. Все, что по-другому соотносит себя к человеку, не есть истинное
Духовное обучение, но искаженный образ (Zerrbild) такового. В смысле
сказанного здесь должно принять следующие изложения. Только потому, что
сверх-чувственное познание есть нечто, что исходит из всей Души человека,
будет это так выглядеть, как если для обучения потребовались бы вещи,
которые делают из человека нечто другое. В истинности дело идет об указании
отправлений, которые устанаваливают Душу в возможность внутри своей жизни
достичь такие мгновения, в которые она может наблюдать сверх-чувственное.
*
Восхождение к некому сверх-чувственному состоянию сознания может
исходить только из обыкновенного бодрствующего дневного сознания. В этом
сознании Душа живет до своего восхождения. Через обучение ей будут даны
средства, которые выводят ее из этого сознания. Входящее здесь в
рассмотрение обучение дает среди первых средств такие, которые позволяют еще
обозначить себя как отправления обычного дневного сознания. Непосредственно
самые значимые средства есть такие, которые состоят в молчаливых
отправлениях Души. Дело идет о том, что Душа предается полностью
определенным представлениям. Эти представления есть такие, которые через
свою сущность задействуют некую пробуждающую силу на известные скрытые
способности человеческой Души. Они отличаются от тех представлений
бодрствующей дневной жизни, которые имеют задачу отобразить некую внешнюю
вещь. Чем истиннее они это делают, тем истиннее они есть. И это принадлежит
их сущности, в этом смысле быть истинными. Такую задачу не имеют
представления, которым Душа должна предаться в целях Духовного обучения. Они
так образованы, что они не отображают ничего внешнего, но имеют в самих себе
особенность, пробуждающе воздействовать на Душу. Наилучшие представления для
этого есть чувство-образные (sinnbildliche) или символические. Однако могут
быть использованы также другие представления. Ибо дело идет вовсе не о том,
что содержат представления, но исключительно о том, чтобы Душа направляла
все свои силы на то, чтобы не иметь в сознании ничто другое, кроме как
данные представления. В то время как в обычной Душевной жизни ее силы
распределены на многое и представления быстро меняются, при Духовном
обучении дело идет о концентрации всей Душевной жизни на одном
представлении. И это представление через свободную волю должно быть
передвинуто в срединную точку сознания. Чувство-образные представления есть
поэтому лучше чем такие, которые отображают внешние предметы или процессы,
потому что последние имеют отправной пункт во внешнем мире и через это Душа
должна опираться единственно на самое себя меньше, чем при чувство-образных
представлениях, которые были образованы из собственной Душевной энергии. Не
то, что представляют себе является существенным, но дело идет о том, что
представленное через образ представления освобождает Душевное от всякой
опоры на физическое.
Достигают к пониманию такого погружения в некое представление, если
вызвают только однажды перед Душой понятие воспоминания. Например,
направляют глаз на дерево и затем отворачиваются от него так, что его больше
не могут видеть, то возможно пробудить в Душе представление дерева.