высокие ступени познания, чья первая есть имагинативное
познавание. Выражение „имагинативное' могло бы у кого-нибудь вызвать
сомнение, кто под „имагинацией' мыслит только „воображаемое'
представление, которому не соответствует ничто действительное. Но в Духовной
науке „имагинативное' познание следует понимать как такое, которое
осуществляется через некое сверх-чувственное состояние сознания Души. Что в
этом состоянии сознания будет восприниматься, есть Духовные факты и
существа, к которым чувства не имеют никакого доступа. Потому что это
состояние в Душе будет пробуждено через погружение в чувство-образы или
„имагинации', то может также Мир этого высшего состояния сознания быть
назван „имагинативным' и соотнесенное на него познание
„имагинативным'. „Имагинативное' означает итак нечто, что
является „действительным' в неком другом смысле, чем факты и существа
физического чувственного восприятия. На содержание представлений, которые
наполняют имагинативное переживание не приходится ничто главное; напротив,
все приходится на Душевную способность, которая будет образована при этом
переживании.
Очень близ-лежащее возражение против применения охарактеризованных
чувство-образных представлений есть то, что их образование может проистекать
из некого мечтательного мышления и некой произвольной силы воображения и что
они отсюда могли бы быть только сомнительного успеха. Напротив тем
чувство-образам, которые располагаются основанием правомерного Духовного
обучения, является этим означенное сомнение неправомерным. Ибо
чувство-образы будут выбираться так, что их отношение ко внешней чувственной
действительности может быть не рассматриваемо и их ценность может быть
разыскиваема только в силе, с какой они действуют на Душу тогда, когда
таковая все внимание отвлекает от внешнего Мира, когда она подавляет все
впечатления чувств и выключает также все мысли, которые она может лелелять
по внешнему побуждению. Наиболее наглядным будет процесс медитации через
сравнение такового с состоянием сна. Она аналогична таковому с одной
стороны, с другой полностью противоположна. Она есть некий сон, который
напротив дневному сознанию представляет некое более высокое состояние
пробужденности. Дело идет о том, что через концентрацию на соответсвующем
представлении или образе Душа вынуждена извлечь из своих собственных глубин
много более усиленные силы, чем она применяет в обычной жизни или в обычном
познании. Ее внутренняя подвижность будет через это повышена. Она
освобождает себя от телесности, как она освобождает себя во сне; однако она
не переходит как в таковом в безсознательность, но переживает некий Мир,
которого она прежде не переживала. Ее состояние, хотя со стороны
освобождения от тела может быть сравнимо со сном, есть все-же таково, что к
обычному дневному сознанию можно обозначить как таковое некого повышенного
бодрствования. Через это Душа преживает себя в своем истинном внутреннем
самостоятельном существе, в то время как она в обычном дневном
бодрствовании, через имеющееся в таковом более слабое развертывание своих
сил, осознает себя только при помощи тела, итак преживает не себя самое, но
будет только воспринимать себя в образе, который - как некий род зеркального
отражения - тело (собственно его процессы) отбрасывает перед ней.
Те чувство-образы, которые были построены выше изложенным способом, еще
не соотносят себя естественно-мерно на нечто действительное в Духовном мире.
Они служат для того, чтобы человеческую Душу оторвать от чувственного
восприятия и от инструмента мозга, на который прежде всего завязан рассудок.
Это отрывание может произойти не раньше чем, как человек чувствует: теперь я
представляю себе нечто через силы, при которых мои чувства и мозг не служат
как инструменты. Первое, что человек переживает на этом пути, есть такое
освобождение от физических органов. Он может тогда сказать себе: мое
сознание не угасает, когда я чувственные восприятия и обычное рассудочное
мышление оставляю без внимания; я могу поднять себя из такового и
воспринимаю себя тогда как некое существо рядом с тем, что я был прежде. Это
есть первое чисто Духовное переживание: наблюдение Душевно-Духовного
„Я'-существа.