посвящения, которая вела к откровению того
Духовного мира, которую Ариман удерживал закрытой. Стоящие за мощами
природы, Духовные власти раскрывались здесь. В мифологиях Европейских
народов содержатся остатки того, что посвященные этих Мистерий могли
возвещать людям. Только содержат эти мифологии все-таки также другую тайну,
однако в менее совершенном облике, чем это имели Южные и Восточные Мистерии.
Сверх-человеческие существа были известны также в Европе. Однако их видели в
постоянной борьбе с соратниками Люцифера. И возвещали хотя Бога Света;
однако в таком облике, что о таковом невозможно было сказать, что он победит
Люцифера. Зато, однако, также в эти Мистерии светил будущий облик Христа. О
нем возвещалось, что его царство сменит царство того другого Бога Света.
(Все саги о сумерках Богов и аналогичные имеют свой пра-источник из этого
познания Мистерий Европы.) Из этих влияний возник Душевный раскол в человеке
пятой культурной эпохи, который в настоящее время еще продолжается и
показывает себя в самых разнообразнейших проявлениях жизни. Душа сохранила с
древних времен тягу к Духовному не так сильно, чтобы она могла твердо
удерживать совместную связь между Духовным и чувственным миром. Она
сохранила ее только как тягу чувства и ощущения, а не как непосредственное
созерцание сверх-чувственного Мира. Напротив, взор человека все больше был
направлен на чувственный мир и его овладение. И в последнее Атлантическое
время пробудившиеся силы рассудка, все силы в человеке, чей инструмент есть
физический мозг, были образованы направленно на чувственный мир, его
познание и овладение. Два мира развили себя определенным образом в
человеческой груди. Один обращен к чувственно-физическому бытию, другой
восприимчив для откровения Духовного, чтобы проникнуть таковой чувством и
ощущением, однако без созерцания. Задатки этого Душевного раскола уже
имелись, когда учение Христа влилось в области Европы. Принимали это
возвещение о Духе в сердца, с этим проникали ощущение и чувство, не могли,
однако, перекинуть мост к тому, что разузнавал, направленный на чувства
рассудок в физически-чувственном бытии. Что сегодня знают как
противоположность внешней науки и Духовного познания, есть только одно
последствие этого факта. Христианская мистика (Экхарта, Таулера и так далее
Eckharts, Taulers usw.) есть результат проникновения чувства и ощущения
Христианством. Только на чувственный мир направленная наука и ее результаты
в жизни есть последствия другой стороны Душевных задатков. И достижения на
поле внешней материальной культуры должно быть полностью обязано этому
разделению задатков. Тем, что те способности человека, которые свой
инструмент имеют в мозгу, односторонне прикладывались физической жизни,
могли они прийти к такому возвышению, которое делало возможным современную
науку, технику и так далее. И только у народов Европы мог располагаться
пра-источник этой материальной культуры. Ибо они есть те последователи
Атлантических предков, которые тягу для физическо-чувственного мира только
тогда образовали в способности, когда она достигла известной зрелости.
Прежде позволяли они ей дремать и жили частями наследий Атлантического
ясновидения и сообщениями своих посвященных. В то время как внешне Духовная
культура предавала себя только этим влияниям, созревало медленно чувство для
материального овладения Мира.
Однако возвещает себя в настоящее время уже утренняя заря шестого
после-Атлантического культурного периода. Ибо то, что в развитии
человечества должно в известное время возникнуть, это созревает медленно в
предшествующее время. Что в настоящее время уже может развить себя в
начинаниях, это есть нахождение нити, которая соединяет две стороны в груди
человека, материальную культуру и жизнь в Духовном мире. К этому необходимо,
чтобы с одной стороны были поняты результаты Духовного созерцания и чтобы с
другой в наблюдениях и переживаниях чувственного мира были познаны
откровения Духа. Шестая культурная эпоха принесет гармонию между обеими к
полному развитию. С этим продвигается рассмотрение этой книги вплоть до
некого пункта, где оно от некого воззрения (Ausblick) в прошлое может
перейти к некому таковому в будущее. Однако это лучше, если этому воззрению
предшествует