таковые в обратной
последовательности, в Само-Дух, Жизне-Дух и Духо-Человек, то относится это к
работе „Я' над человеческим существом через высшие способности, с чьим
развитием начало было сделано только в течение Земного состояния. Такому
преобразованию предшествует, однако, другое на одной более низкой ступени и
через которое возникают чувственная Душа, разумная Душа и сознательная Душа.
Ибо в то время как в течение развития человека образуется чувственная Душа,
происходят изменения в астральном теле, образование разумной Души выражается
в превращениях астрального тела и таковое сознательной Души в таковых
физического тела. В ходе описания Земного развития, которое было дано в этой
книге, об этом было указано подробное. То можно также в неком известном
отношении сказать: уже чувственная Душа основывается на превращенном
астральном теле; разумная Душа на превращенном эфирном теле; сознательная
Душа на превращенном физическом теле. Можно, однако также сказать, эти три
Душевных члена есть части астрального тела, ибо только через то, например,
разумная Душа возможна, что она есть астральное существо в неком ей
подходящем физическом теле. Она ведет астральную жизнь в, разработанном к ее
месту обитания, физическом теле.
Сновидческое состояние
Сновидческое состояние было охарактеризовано в известном отношении в
главе „Сон и смерть' этой рукописи. Оно должно пониматься с одной
стороны как сверх-остаток древнего образного сознания, как оно было
собственно в течение Лунного развития и также еще в течение одной большой
части Земного развития. Развитие шагает именно так вперед, что прежние
состояния вписываются в более поздние. И так приходит к проявлению в течение
сновидения в человеке теперь как сверх-остаток то, что ранее было нормальным
состоянием. Одновременно, однако, есть это состояние с одной стороны
все-таки другое, чем древнее образное сознание. Ибо с начиная с образования
„Я', таковое вписывается также в процессы астральной жизни, которые
совершаются во сне в течение сновидения. Так представляет себя в сновидении,
имененное через присутствие „Я', образное сознание. Потому что,
однако, „Я' не сознательно оказывает свое воздействие на астральное
тело, то также не позволительно ничто, что принадлежит области сновидческой
жизни, быть причисляемо тому, что в действительности может вести к некому
познанию сверх-чувственных Миров в смысле Духо-науки. Равное справедливо для
того, что часто описывают как видение, предугадывание или „второе
зрение' (Deuteroskopie). Таковые приходят в осуществление через то, что
„Я' себя выключает и через это устанавливаются сверх-остатки древнего
состояния сознания. Они не имеют в Духо-науке никакого непосредственного
применения; что в них будет наблюдаться, не может в истинном смысле быть
рассматриваемо как результат таковой.
К достижению сверх-чувственных познаний
Путь к достижению познаний сверх-чувственных Миров, который в этой
книге обстоятельно был описан, может также быть назван
„непосредственный путь познания'. Наряду с ним существует еще такой,
который можно описать как „чувственный путь'. Однако было бы вовсе
неверно, примерно думать, что первый не имеет никакого дела с развитием
чувства. Он ведет много больше к наиболее возможному углублению чувственной
жизни. Однако „чувственный путь' обращает себя к именно
непосредственно голому чувству и ищет из него, чтобы взойти к познаниям. Он
основывается на том, что чувство, когда Душа ему полностью предается
насквозь через некоторое известное время, превращается в некое образное
созерцание. Когда, например, Душа всецело наполняет себя через недели,
месяцы, да годы чувством смирения, то превращает себя такое
чувство-содержание в некое созерцание. Можно, теперь, также через
постепенное прохождение через такие чувства найти путь в сверх-чувственные
области. Однако это для современного человека внутри обычных жизне-условий
не легко осуществить. Одиночество, уединенность от жизни современности
является при этом почти неизбежными. Ибо то, что повседневная жизнь несет на
впечатлениях, мешает именно в начале развития того, что Душа достигает через
погружение в определенные чувства. Напротив, описанный в этой