должны воплотить новую цивилизацию. То, что мы делаем с ними и для них, имеет громадное значение; наша ответственность велика, и благая возможность уникальна.
Данная глава касается детей и подростков до шестнадцати лет. Две эти группы подают наибольшие надежды в мире, развалившемся на наших глазах. Они - гарантия того, что мир может быть восстановлен и - если мы извлечем уроки из прошлого и его ужасных последствий в нашей жизни - перестроен по-другому, с иными задачами и побуждениями, с хорошо продуманными целями и тщательно выверенными идеалами.
Будем, однако, помнить, что визионерские, мистические надежды и мечты, мышление в угоду хотению и формулирование скрупулезно составленных планов на бумаге полезны постольку, поскольку говорят о заинтересованности, чувстве ответственности и отражают возможные задачи, но все они мало значат для практического переходного предприятия, если нет понимания ближайшей проблемы и ближайших возможностей, а также готовности идти на компромиссы, которые заложат основу для успеха дальнейшей работы. Это в основном работа образования. До сих пор совершалось мало усилий, чтобы навести мосты между нуждами будущего и нынешними видами образования. Последние оказались непригодными, чтобы оснастить человечество для достойной сопереживающей жизни и внедрить новые аспекты ментального тренинга; не было научных разработок и почти не было попыток соотнести лучшие существующие методы (ведь не все они плохи) с будущими путями развития молодежи мира, чтобы подготовить ее к новой цивилизации, которая уже на подходе. До сих пор мечтательный идеалист противостоял утвердившимся методам обучения; его непрактичность и отказ идти на компромисс замедляли процесс развития, и человечество дорого за это заплатило. Сейчас настал день, когда практический мистик, человек с высоким ментальным развитием, а также с духовным видением, займет его место, обеспечивая тем самым тренинг, позволяющий молодежи любой нации гармонично вписаться в картину мира.
Начнем с уяснения того, что наши системы образования не были адекватными; они потерпели неудачу в подготовке детей к правильной жизни; они не внедряли методов мышления и действия, которые привели бы к правильным человеческим отношениям - отношениям, столь существенным для счастья, успеха и обретения всестороннего опыта в любой сфере человеческой предприимчивости.
Лучшие умы и самые светлые головы в области образования постоянно поддерживали эти идеи; прогрессивные деятели образования кое-что делали, чтобы избавляться от пережитков и внедрять новые методы; но эти люди еще так немногочисленны, что их работа малозаметна. Следовало бы понять, что, если бы образование, получаемое молодежью в течение нескольких последних столетий, было иным, то мировой войны, возможно, никогда бы не произошло.
Уйма различных доводов приводилась для объяснения захлестнувшей нас тотальной войны. Это порождает вопрос: не являются ли несостоятельность наших систем образования или некомпетентность церквей базовыми причинами в основе всех прочих? Но - война кончилась. Старая цивилизация сметена. Есть люди, желающие возвращения той цивилизации и восстановления прежнего положения вещей; они жаждут мирного возвращения к довоенной ситуации. Нельзя позволить им восстанавливать старые формы или использовать старые шаблоны, даже если мы и вынуждены строить на прежнем фундаменте. Задача педагогов - не допустить этого.
Давайте же признаем, что страны, которые все еще мирно практикуют старую систему обучения, могут представлять опасность не только для себя, поскольку увековечивают устаревшие, негодные методы, но и угрожают другим странам, которые, по счастью, способны изменить свои образовательные институты и нащупать лучший способ подготовки молодежи к тотальной жизни. Образование это глубоко духовное предприятие. Оно затрагивает целостного человека, включая его божественный дух.
Образование, если оно в руках любой церкви, толкает к беде. Оно питает сектантский дух, консервативные, реакционные взгляды, столь поощряемые, например, католической церковью и фундаменталистами протестантских церквей. Оно воспитывает фанатиков, возводит барьеры между людьми и в конечном итоге приводит к решительному неизбежному отпадению от любой религии всякого, кто начинает в зрелом возрасте мыслить. Это не обвинение религии. Это обвинение прежних, применявшихся церквями методов и старых теологий, которые не умели представлять Христа тем, кто Он есть по сути, и которые стремились к обогащению, престижу и политической власти, пытаясь