сложившейся ситуации. Данный процесс - то, на чем стоят наши нынешние системы образования.
Во-вторых, это процесс постижения мудрости как продукта знания и уяснения смысла, лежащего за внешними сообщаемыми фактами. Это умение так применять знания, чтобы естественными результатами были здоровая жизнь, понимание и осмысленное поведение. Сюда входит и тренинг на специальные виды активности, определяющиеся врожденными склонностями, талантами или гениальностью.
Это процесс, в ходе которого культивируется единство или чувство синтеза. В будущем молодых людей будут учить мыслить о себе в связи с группой, семьей и нацией, с которыми судьба их свела. Их также будут учить мыслить категориями общемировых отношений, а также о связи своей нации с другими нациями. Сюда входит воспитание чувства гражданства, родительских чувств и наработка мирового мышления; такое воспитание является, по сути, психологическим и способствует пониманию человечества. При таком тренинге мы будем формировать цивилизованных, культурных мужчин и женщин, обладающих к тому же способностью проникать (по мере своего раскрытия) в мир смысла, который лежит за миром внешних явлений, и начинающих воспринимать человеческие происшествия в свете более глубоких духовных и универсальных ценностей.
Образование должно стать процессом, в ходе которого молодежь будут учить отправляться от причины к следствию, узнавать, почему определенные действия неизбежно влекут за собой соответствующие результаты и почему - при определенном эмоциональном и ментальном оснащении плюс психологическом уровне - конкретные жизненные тенденции могут выявляться и определенные профессии и виды карьеры обеспечивать правильные условия для развития и полезное, благоприятное поле опыта.
Некоторые попытки в этом направлении предпринимались отдельными школами и колледжами, которые старались установить психологические склонности мальчиков и девочек к определенным занятиям, но в целом эти усилия осуществляются пока непрофессионально. При более научном подходе дверь для обучения наукам будет открыта; такое обучение открывает значение и смысл истории, географии и самой учебы, избегая пустого изложения фактов и примитивной тренировки памяти, которыми характеризовались старые методы.
Новое образование будет учитывать наследственные черты ребенка, его социальное положение, национальные особенности, окружение, индивидуальное ментальное и эмоциональное оснащение, и будет стремиться открыть ему весь мир для приложения сил, подчеркивая при этом, что возникающие на пути преграды это только стимул для новых усилий. Таким образом оно будет стремиться вывести его (таков истинный смысл слова воспитание) из любых ограничивающих состояний и научить его мыслить в категориях созидательного мирового гражданства. Акцент будет ставиться на росте и еще большем росте.
Педагог будущего будет подходить к проблеме молодежи с точки зрения инстинктивной реакции ребенка, его интеллектуальной способности и интуитивной потенции. В дошкольные и первые школьные годы будут отслеживаться и развиваться правильные инстинктивные реакции; в старших классах акцент будет ставиться на интеллектуальном развитии и управлении ментальными процессами, тогда как в колледжах и университетах внимание будет уделяться раскрытию интуиции, улавливанию идей и идеалов и развитию абстрактного мышления и восприятия; эта последняя фаза будет основываться на подготовленном ранее здоровом интеллектуальном фундаменте. Три этих фактора - инстинкт, интеллект и интуиция - являются ключевыми нотами трех учебных заведений, через которые будет проходить каждый молодой человек и через которые сегодня проходят многие тысячи.
В современной школе (начальной, средней и высшей) можно видеть несовершенную, но символическую картину трех аспектов будущего образования: Цивилизации, Культуры и мирового Гражданства или единства.
Начальную школу можно рассматривать как хранительницу цивилизации; она начинает обучать ребенка природе мира, в котором он должен играть свою роль, указывая его место в группе и готовя его к жизни, как познанию, и правильным социальным отношениям. Она будет обучать чтению, письму, арифметике, элементарной истории (с акцентом на всемирной истории), географии и поэзии, сообщать основные важные факты жизни и приучать к контролю над собой.
Средняя школа будет считаться хранительницей культуры; она будет выделять все самое ценное в истории и литературе и прививать понимание искусства. Она начинает готовить мальчика или девочку к будущей профессии