о лучшем мире, кто мыслит, высказывается и планирует в категориях всего человечества, кто разумеет, что те, кто составляет различные группы - политические, религиозные, образовательные и трудовые, - являются, по существу, пусть и неосознанно, братьями. Они видят мир в целом и содействуют его неизбежному объединению; они распознают проблемы наций, больших и малых, и трудное положение, в котором находятся сегодня меньшинства; они знают, что применение силы вызывает результаты, которые в действительности не эффективны (ибо цена их слишком высока) и обычно временны. Они сознают, что единственной настоящей надеждой является просвещенное общественное мнение и что оно должно быть результатом разумных методов образования и справедливой, не в бровь, а в глаз, пропаганды.
Очевидно, невозможно рассказать обо всех меньшинствах мира или, например, о борьбе малых наций за свое признание или за то, что они (правильно или нет) считают своими исконными правами. Для написания истории малых наций потребовались бы годы, и годы же - чтобы ее прочесть. Она была бы историей человечества. Все, что можно сделать, это осознать, что проблему надо представить и решить, и что справедливость и честность, равные шансы и равномерное распределение мировых экономических ресурсов станут возможными лишь тогда, когда определенные широкие и общие принципы утвердятся под давлением общественного мнения.
Проблемы двух меньшинств привлекают в наше время большое общественное внимание. Если они смогут быть разрешены, будет сделан громадный шаг вперед на пути к всеобщему пониманию. Это:
1. Еврейская проблема. Евреи составляют международное меньшинство, очень агрессивное и во весь голос о себе заявляющее; они составляют меньшинство практически в любой нации мира. Их проблема, следовательно, единственная в своем роде.
2. Негритянская проблема. Вот еще одна уникальная проблема, - негры составляют большинство на гигантском (пока не развитом) африканском континенте и в то же время меньшинство в Соединенных Штатах Америки, меньшинство, резко привлекающее к себе внимание. Проблема уникальна в том смысле, что это, по сути, проблема белых людей, которые должны ее решить, поскольку они ее создали и увековечили. Если мы получим представление о значении этих проблем, материальном и духовном, и сможем оценить связанную с ними ответственность, мы получим большую пользу. Что до евреев, то грех обособленности глубоко укоренился в самой расе, как и в тех, среди кого они живут, но за упорство в нем ответственны в основном евреи; что же касается негров, то инстинкт разделения исходит от белых; негры борются за то, чтобы положить ему конец, потому духовные силы мира на их стороне.
1. Еврейская проблема
Эта проблема настолько стара и так хорошо известна, что трудно сказать о ней что-либо, что не было бы банальностью или признаком предубеждения (с точки зрения читателя) и что не возбудило бы в еврейском читателе, кроме всего прочего, нежелательной реакции. Однако бесполезно говорить только то, что приемлемо, или согласуется со всеми точками зрения, или подытоживает все, что высказывалось до сих пор. Есть обстоятельства, не очень известные и о которых редко говорят или говорят в духе критицизма или антисемитизма вместо того, чтобы говорить в духе любви, как мы попытаемся сделать на этих страницах.
Давайте взглянем на ситуацию с евреями до жестокого и непростительного преследования их Гитлером и до войны 1939-1945 гг. Евреи проживали повсеместно и встречались среди граждан всех стран; там, где они рождались, они сохраняли собственную расовую принадлежность, придерживались своего особого уклада жизни, своей национальной религии (что является правом каждого) и поддерживали близкую связь с людьми собственной расы. Другие группы поступали так же, но в гораздо меньшей степени, и в конечном итоге ассимилировались в стране своего проживания. Евреи же всегда представляли собой нацию внутри нации, хотя это было менее заметно в Великобритании, Голландии, Франции и Италии, чем в других странах, вследствие чего ни в одной из этих стран не было сильного антисемитского чувства.
Во всех странах евреи веками занимались коммерцией и имели дело с деньгами; это чисто торговый и городской народ, далекий от сельского хозяйства, за исключением участников сионистского движения в Палестине. Наряду с чрезвычайно материалистическими тенденциями они являли высокое чувство прекрасного и художественные способности, благодаря которым внесли огромный вклад в мировое искусство; они всегда покровительствовали