международных групп, сплачивающихся для поддержания мировой безопасности, для защиты труда, для работы в сфере мировой экономики и для сохранения целостности и суверенитета наций, посвящающих себя делу обеспечения правильных человеческих отношений на всей планете. Независимо от того, соглашаемся ли мы с деталями и спецификой предлагаемых обязательств, формирование международных консультативных советов, прежде всего Организации Объединенных Наций, является многообещающим знаком движения человечества вперед к миру, где правильные человеческие отношения будут считаться необходимыми для мира во всем мире, где будет признаваться добрая воля и все будет делаться для того, чтобы создать условия, предотвращающие войну и агрессию.
В области образования подобное объединенное действие также необходимо. Несомненно, образовательные системы наций должны определяться базовым единством задач, даже если единообразие методов и техник невозможно. Различия в языках, наследии и культуре будут и всегда должны существовать; они на протяжении веков образуют прекрасный гобелен человеческой жизни. Но многое из того, что до сих пор мешало установлению правильных человеческих отношений, должно быть и будет устранено.
Неужели, к примеру, в преподавании истории мы вернемся к старым оценкам, когда каждая нация возвеличивала себя, зачастую за счет других наций, когда факты систематически подтасовывались, а основными вехами истории были войны; то была история агрессии, подъема материалистической эгоистической цивилизации, история, питавшая националистический, а следовательно, обособляющий дух, усиливавший расовую ненависть и национальную гордость? Первая историческая дата, которую обычно запоминает британский ребенок, это Вильгельм-Завоеватель, 1066 год. Маленький американец помнит дату высадки первых английских колонистов и постепенный захват земель у их законных обитателей, да еще, возможно, Бостонское чаепитие. Все герои истории - воины: Александр Великий, Юлий Цезарь, Аттила гуннов, Ричард Львиное Сердце, Наполеон, Джордж Вашингтон и многие другие. География это та же история, но в иной форме: история открытий, исследований и захватов, часто сопровождавшихся грубым, жестоким обращением с коренным населением открытых земель. Алчность, амбиции, жестокость и гордость - вот основной лейтмотив нашего преподавания истории и географии.
Войны, агрессия, грабежи, отличавшие все великие нации без исключения - это факты, которых нельзя отрицать. Но ведь можно выносить уроки из этих злодеяний (кульминирующих в войне 1914-1945 гг.), можно показывать древние причины нынешних предубеждений и антипатий, подчеркивая их бессмысленность. Разве нельзя преподносить историю как развитие великих благих идей, которые обусловливали нации и сделали их тем, чем они являются? Подчеркивать творческий дух, отличавший каждую из них? Разве мы не можем полнее представлять великие культурные эпохи, которые - внезапно зародившись в какой-либо нации - обогащали весь мир и давали человечеству литературу, искусство и видение мира?
Мировая война вызвала небывалую миграцию. Сражаясь, армии проходили маршем по всем городам и весям; преследуемые народы бежали с одних земель на другие; работники гуманитарных служб курсировали из страны в страну, заботясь о солдатах, спасая больных, кормя голодных и наблюдая происходящее. Сегодняший мир очень мал, и люди открывают для себя (иногда впервые в жизни), что человечество едино и что все люди, независимо от цвета кожи и страны проживания, похожи друг на друга. Мы все сегодня перемешались. Соединенные Штаты населены выходцами из всех известных стран; более пятидесяти различных рас и наций составляют СССР. Соединенное Королевство является Содружеством независимых наций, сплоченных в единую группу. Индия - конгломерат народов, религий и языков, отсюда ее проблемы. Сам мир - исполинский тигель, где формируется Единое Человечество. Это требует коренных изменений в наших методах преподавания истории и географии. Наука всегда была универсальной. Великое искусство и литература всегда принадлежали всему миру. Именно на этих фактах должно строиться образование, какое мы даем детям - на нашем взаимном подобии, наших творческих достижениях, нашем духовном идеализме и наших точках соприкосновения. Пока этого нет, раны наций никогда не заживут, и веками существовавшие барьеры не падут.
Педагоги, чувствующие нынешнюю благоприятную возможность, должны содействовать тому, чтобы был заложен здоровый фундамент для грядущей цивилизации; они должны поддерживать то, что