и оно будет найдено. Это дитя в семье наций есть дитя единого Отца, духовно тождественное всем людям повсеместно. Люди знают, что нет иудея, ни язычника, как выразился Св. Павел (наблюдая ту же грустую проблему два тысячелетия назад), и мужчины и женщины обеих групп постоянно и все убедительней доказывают правоту этих слов.
Такова проблема еврейского меньшинства, изложенная с откровенностью, вызывающей сильную критику, но и внушающей надежду, что, поскольку она побуждена любовью, евреи возьмут свою ответственность на себя, перестанут громогласно требовать от неевреев самим решать проблему и начнут сотрудничать с полным духовным пониманием, тем самым идя навстречу тысячам искренне желающим помочь неевреям. Никогда раньше нееврейский мир не был настолько готов поступать правильно по отношению к евреям, так не жаждал разрешить их проблему и возместить все их страдания. Изменить внутренние установки необходимо обеим сторонам, но в основном евреям; есть свидетельство того, что новые установки формируются, даже если на поиск правильного решения может уйти уйма времени. В наши дни есть евреи, которые говорят то же, что изложено здесь.
2. Негритянская проблема
Эта проблема кардинально отличается от еврейской. В первом случае мы имеем дело с очень древним народом, который тысячелетиями играл свою роль на арене мировой истории и который развил культуру и образовал цивилизацию, позволяющие стоять на одном уровне с так называемыми цивилизованными народами. В случае же негров мы имеем дело с народом, который (за последние двести лет) начал подниматься по шкале человеческого устремления и совершил за это время удивительный прогресс, несмотря на исключительно неблагоприятные условия и сильное противодействие. Двести лет назад негры жили только в Африке, их и сейчас там миллионы; двести лет назад они были тем, что европейцы и американцы называют грубыми дикарями, разделенными на бесчисленные племена, живущими в природных условиях, примитивными, воинственными, совершенно необразованными с сегодняшней точки зрения, управляемыми вождями, племенными богами, подчиняющимися племенным табу, сильно отличающимися друг от друга, - пигмей и бечуаналендский воин не имели между собой ничего общего, кроме цвета кожи, - непрерывно воюющими между собой и устраивающими друг на друга набеги.
Их веками эксплуатировали и загоняли в рабство, сначала арабы, затем те, кто перекупал их у работорговцев и отвозил в качестве рабов в Соединенные Штаты или Вест-Индию. Их эксплуатировали и европейские нации, захватившие огромные территории в Африке и обогощавшиеся за счет продуктов этих земель и труда их жителей: французы во французском Судане, бельгийцы в бельгийском Конго, голландцы и британцы в Южной Африке и на западном побережье Африки, немцы в немецкой Восточной Африке и итальянцы в Восточной Африке. Это печальная история жестокости, грабежа и эксплуатации со стороны белой расы, которая, однако, принесла с собой и много хорошего для черной расы. История их отношений еще не закончена и, если не будет опираться на правду и справедливость, может закончиться трагически. Но положение дел на этих территориях значительно улучшилось, и есть много оснований для оптимизма.
Негритянская проблема распадается на два части: на проблему будущего африканских негров и на проблему будущего негров в западном полушарии.
У Африки большие потенции, и становление бесчисленных миллионов ее жителей еще на зачаточной стадии; отношения ее исконных жителей с чужими расами, стремящимися над ними господствовать, пока не выходят за рамки политических игр и коммерческой жадности. Однако следует признать, что несмотря на зло, которое всегдя тянется за белым человеком-эксплуататором, толчок, оказанный белыми расами на черный континент, привел к крупному эволюционному развитию и принес большое благо: образование, медицинскую помощь, прекращение непрерывных племенных войн, санитарию и более просветленную религию вместо варварских культов и грубых религиозных практик. За исследователем, миссионером и торговцем тянулась бездна зла, но и много добра приходило с ними, особенно с миссионером. Негр по своей природе религиозен и склонен к мистицизму, главные догматы христианского вероисповедания определенно близки его природе; эмоциональные аспекты христианства (с акцентом на любви, доброте и посмертной жизни) понятны эмоционально фокусированному негру. За множеством обособляющих культов темного континента проступает фундаментальный чистый мистицизм, охватывающий весь спектр, от поклонения природе