перед почти невозможной задачей спасения детей и молодежи мира, сегодня есть такие, кто занят организацией фондов для восстановления каменных церквей и реставрации древних зданий, требуя денег, которые так необходимы для излечения изувеченных тел, для исцеления психологических ран и для создания атмосферы сердечности, любви и понимания среди тех, кто не верит, что такие качества существуют!
Неотложные нужды детей
Можно потеряться и прийти в смущение перед величием проблемы, с которой мы сталкиваемся, не зная, как ответить на множество возникающих вопросов. Как можно заложить фундамент для долгосрочной программы перестройки, образования и развития молодежи мира и гарантировать таким образом новый, лучший мир? Какие нужно составить базовые планы, годные для множества разнообразных рас и национальностей? Учитывая извинительную ненависть и глубоко укоренившиеся предрассудки, с чего придется начать?
Этические и моральные ценности в глазах детей, особенно в глазах юношей и девушек, выродились, а духовные ценности нуждаются в пробуждении. Однако есть твердые основания полагать, что такое духовное пробуждение уже происходит в Европе и что с этого континента, возможно, придет новый духовный поток, который повернет весь мир к тому, что лучше, и обеспечит прекращение навсегда нашей материалистической цивилизации. Духовное возрождение неизбежно и больше всего необходимо в странах, которые избежали худших аспектов войны. Такого возрождения мы должны ждать и готовиться к нему.
Следующая неотложная проблема это, конечно же, психологическая реабилитация молодежи. Еще вопрос, оправятся ли когда-нибудь полностью от войны дети Европы, Китая, Великобритании и Японии. Свои ранние годы формирования организма они прожили в условиях войны, и вся их детская жизнерадостность не смогла изгладить из них следов того, что они видели, слышали и пережили. Будут и исключения, особенно в Великобритании и отдельных частях Франции. Только время покажет степень причиненного ущерба. Однако многое можно смягчить и даже в корне изменить мудрыми действиями родителей, врачей, нянек и педагогов. Грустно констатировать, что немногое планировалось психологами и неврологами сделать в насущном деле спасения, хотя специальная работа остро необходима и является таким же настоятельным требованием, как требование пищи и одежды.
При всем нашем планировании и всех наших добрых намерениях важно помнить, что различные нации, втянутые в мировую войну, и страны, в полной мере ощутившие на себе тяжесть оккупации, составляют собственные планы. Они знают, чего хотят; они полны решимости, насколько это возможно, заботиться о собственном народе, спасти собственных детей, восстановить собственную национальную культуру и страну. Задача великих держав (с их громадными ресурсами), а также филантропов и гуманистов всего мира - сотрудничать с этими нациями. В их задачу не входит навязывание того, что они считают для них полезным. Нации хотят понимающего сотрудничества; им нужны орудия для сельскохозяйственных работ, помощь едой и одеждой, средства, необходимые для того, чтобы восстановить учебные заведения, организовать школы и оснастить их самым необходимым. Им конечно не нужна толпа благожелателей, берущих в свои руки их учебные или медицинские заведения или навязывающих им демократическую, коммунистическую или любую другую идеологию. Несомненно, принципы нацизма и фашизма должны быть отброшены, но нации вольны свободно выбирать свою судьбу. У каждой есть собственные традиции, культура и наследие. Они вынуждены строить все заново, но то, что они строят, должно быть их собственным; оно должно быть для них характерным, быть выражением их собственной внутренней жизни. Конечно, дело богатых и свободных наций - помогать им строить так, чтобы мог появиться новый мир. Каждая нация должна по-своему решать проблему своего возрождения.
Такое отношение вовсе не означает разъединенности; оно означает более богатый и красочный мир. Оно не означает обособления, или возведения барьеров, или изоляции за стенами предубеждений и расовых предрассудков. Существуют два главных связующих вида отношений, которые необходимо культивировать и которые принесут более тесное взаимопонимание в мир. Это религия и образование. В этой главе мы рассматриваем фактор образования, который в прошлом оказался совершенно неспособным содействовать мировому единству (как доказала война), но который в будущем может играть мудрую руководящую роль.
Сегодня мы являемся свидетелями медленного, но устойчивого формирования