является общим, универсальным по своему масштабу, правильным по своему изложению и конструктивным в своему подходу. Начальные шаги, предпринимаемые педагогами различных стран, неизбежно определят природу грядущей цивилизации. Они должны готовить почву для возрождения всех искусств и для нового свободного притока творческого духа в человека. Им следует особо выделять те великие моменты человеческой истории, когда воспламенялась божественность в человеке, указывая новые пути мышления, новые способы человеческого планирования и тем самым навсегда изменяя течение человеческих дел. В такой момент родилась Великая Хартия Вольностей; такой момент через Французскую революцию вынес на передний план идеи свободы, равенства и братства; в такой момент был сформулирован американский Билль о Правах, и в такой момент были в открытом море в наше собственное время сформулированы Атлантическая Хартия и Четыре Свободы. Вот те великие концепции, которые должны управлять новым веком с его возникающей цивилизацией и будущей культурой. Если сегодня объяснять детям значение этих пяти великих деклараций и в то же время показывать бессмысленность ненависти и войны, то будет надежда на лучший, более счастливый и безопасный мир.
Две важные идеи следует немедленно включить в программу обучения детей в каждой стране. Это ценность индивидуума и наличие единого человечества. Дети войны усвоили из всего, что им довелось увидеть, что человеческая жизнь имеет мало ценности; в фашистских странах учили, что индивидуум не имеет никакой ценности, разве лишь постольку, поскольку он осуществляет замыслы диктатора. В других странах некоторые люди и группы - в силу своего происхождения или финансового положения - считаются важными, а остальные - нет. В третьих странах индивидуум считает себя столь важным, а право поступать по собственному желанию столь значительным, что его связь с целым полностью обрывается. Но ценность индивидуума и существование того целого, которое мы называем человечеством, связаны самым теснейшим образом. На этом следует постоянно ставить акцент. Эти два принципа, если им правильно обучать и усваивать их, обеспечат высокую культуру индивидуума, затем признание им, как составной части человечества в целом, своей ответственности.
Мы коснулись физической и психологической реабилитации детей и молодежи мира. Мы предложили переписать учебники под углом правильных человеческих отношений, а не с позиций национализма и обособленности. Мы также указали некоторые основные идеи, которые следует немедленно прививать: это уникальная ценность индивидуума, красота человечества, связь индивидуума с целым и его ответственность за то, чтобы конструктивно и добровольно вписываться в общую картину. Мы пытались показать никчемность войны, алчности, агрессивности, а также важность подготовки к великому пробуждению в человеке творческой способности, как только в мире восстановится безопасность; мы отметили приближение грядущего духовного возрождения.
Одной из ближайших задач в деле образования должно стать искоренение духа соперничества и замена его сопереживающим сознанием. Тут же возникает вопрос: как этого можно достичь, сохраняя в то же время высокий уровень индивидуального раскрытия? Разве соперничество не является основным стимулом любого устремления? Так было до сих пор, но так быть не должно. Создание атмосферы, воспитывающей в детях чувство ответственности и освобождающей от препятствий, порождаемых страхом, поможет им достигать все более высоких результатов. С точки зрения педагога, это подразумевает создание здоровой атмосферы вокруг ребенка, в каковой атмосфере будут расцветать определенные качества и появляться определенные наработки ответственности и доброй воли. Какова же природа этой атмосферы?
1. Атмосфера любви, когда страх изгоняется и ребенок понимает, что у него нет причин для беспокойства. Это атмосфера, где он встречает внимательное обращение и где от него ждут такого же внимания к другим. Она в действительности редко встречается в школе и в семье. Атмосфера любви не базируется на эмоциональной, сентиментальной любви, но основана на понимании потенций ребенка, как индивидуума, на свободе от предубеждений и расового антагонизма и на истинной сострадательной нежности. Позиция сострадания основана на осознании трудности повседневной жизни, на чувствительности к обычному любящему отклику ребенка и на уверенности в том, что любовь всегда выявляет лучшее в человеке.
2. Атмосфера терпения. Именно в такой атмосфере ребенок может научиться первым