с ранних лет приучаться к бескорыстию по отношению к своим товарищам.
Сейчас необходима мостостроительная работа - необходим мост между тем, что есть сегодня, и тем, что может быть в будущем. Если в течение ближайших лет мы разовьем технику наведения мостов через многочисленные разрывы, наличествующие в человеческом семействе, устраним расовую ненависть и обособляющие склонности наций и людей, мы сумеем построить мир, где война будет невозможна и человечество будет осознавать себя единой человеческой семьей, а не совокупностью многочисленных противоборствущих наций и народов, конкурирующих в стремлении урвать что можно друг у друга и культивирующих предубеждения и ненависть. Так, мы видели, было в прошлом. Человек из животного-одиночки, побуждаемого только инстинктами самосохранения, утоления голода и размножения, через стадии семейной жизни, племенной жизни и национальной жизни достиг нынешней точки, когда еще более высокий идеал стал открываться ему - идеал международного единства или мирного сосуществования Единого Человечества.
Крепнущий идеализм пробивает себе путь на передовую линию человеческого сознания, несмотря на все тенденции к обособлению. Он в большой мере ответствен за существующий хаос, так же как и за создание Организации Объединенных Наций. Он породил конфликтующие между собой идеологии, стремящиеся распространиться по всему миру; он вызвал драматическое появление спасителей нации (так называемых), пророков и мировых деятелей, идеалистов, оппортунистов, диктаторов, исследователей и гуманистов. Все подобные противоборствующие виды идеализма являются хорошим знаком, независимо от того, согласны мы с ними или нет. Они являются реакциями на человеческую потребность - насущную и правильную - в лучших условиях жизни, в большем свете и понимании, более широком сотрудничестве, безопасности, мире и изобилии вместо террора, страха и голода.
Заключение
Современному человеку трудно представить себе время, когда расовое, национальное или обособляющее религиозное сознание не будет определять человеческое мышление. Столь же трудно было доисторическому человеку вообразить эпоху, в которой присутствует национальное сознание. Об этом нам хорошо бы помнить. Время, когда человечество будет способно мыслить универсальными категориями, еще очень далеко, но сам факт, что мы можем говорить о нем, желать его и строить на нем планы, безусловно, является гарантией его возможности. Человечество всегда прогрессировало от одной ступени просвещенности к другой, от славы к славе. Сегодня мы на пути к значительно лучшей цивилизации, чем те, которые мир когда-либо знал, и к условиям жизни, которые сделают человечество гораздо счастливее и положат конец национальным и классовым различиям (различиям в силу рождения или по финансовому статусу) и обеспечат более насыщенную и богатую жизнь для всех.
Очевидно, очень много десятилетий должно истечь, прежде чем такое положение дел решительно утвердится в мире, - хотя именно десятилетий, а не столетий, если человечество усвоит уроки мировой войны, если имеющимся в каждой нации людям реакционным и консервативным не позволят повернуть цивилизацию вспять, на старую неверную колею. Но начинать нужно немедленно. Простота должна стать нашим ключевым словом, потому что именно простота уничтожит наш материалистический способ жизни. Сопереживающая добрая воля безусловно является главной идеей, которую следует представлять массам и преподавать в школе, тем самым утверждая новую, лучшую цивилизацию. Любящее понимание в процессе познания должно стать отличительной чертой групп культурных мудрых людей, плюс старание с их стороны увязать мир смысла с миром внешних усилий - для блага масс. Мировое гражданство, как выражение доброй воли и понимания, должно стать назначением просвещенных людей повсеместно и отличительным признаком духовного человека. Эти три понятия отражают правильные отношения между образованием, религией и политикой.
Ключевая нота нового образования это правильная интерпретация жизни, прошлой и настоящей, и ее отношения к будущему рода человеческого; ключевой нотой новой религии должен быть правильный приход к Богу, трансцендентному в природе и имманентному в человеке, тогда как ключевой нотой новой науки политики и управления будут правильные человеческие отношения - к ним-то образование и должно подготавливать детей.
Глава III
ПРОБЛЕМА КАПИТАЛА, ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ
Мы в уникальном смысле стоим сегодня на пороге совершенно новой экономической эры. Это становится все