В самом начале нашего обсуждения полезно напомнить о том, что вся эта проблема коренится в бросающейся в глаза человеческой слабости, в великом грехе или ереси обособленности. Поистине нет большего греха, чем этот; он ответствен за весь объем человеческого зла. Он настраивает человека против его брата; он заставляет ставить эгоистические личные интересы превыше всего; он неизбежно ведет к преступлению и жестокости; он - самое большое препятствие на пути к счастью, ибо ставит человека против человека, группу против группы, класс против класса и нацию против нации. Он порождает разрушительное чувство превосходства и пагубную доктрину высших и низших наций и рас; он питает экономический эгоизм и толкает к экономической эксплуатации человеческих существ, к созданию торговых барьеров, к разделению на имущих и неимущих, к территориальным владениям и к двум крайностям: бедности и богатству; он акцентирует материальное стяжание, границы, опасную доктрину национального суверенитета со всеми ее эгоистическими подоплеками; он сеет недоверие между народами и ненависть во всем мире, и с начала времен приводил к жестоким опустошающим войнам. В настоящем он довел все население планеты до чудовищного, отчаянного положения, так что люди повсюду начинают понимать, что, если что-то фундаментально не изменить, род человеческий будет практически уничтожен. Но кто разработает необходимые изменения, и где тот лидер, который их осуществит? Вот ситуация, которую должен осмыслить сам род человеческий в целом; признавая и осмысливая это базовое свидетельство всеобщего греха, человечество сможет произвести необходимые перемены, и ему предоставляется новая возможность действовать правильно, строя правильные человеческие отношения.
С точки зрения нашего предмета, проблема меньшинств, чувство обособленности (с его далеко идущими следствиями) распадается на две главные части; они настолько тесно переплетены, что почти невозможно рассматривать их по отдельности.
Во-первых, существует дух национализма с присущей ему жаждой суверенитета и эгоистическими желаниями и устремлениями. Он, в своем худшем аспекте, ставит одну нацию против другой и питает чувство национального превосходства, заставляя граждан одной нации считать себя и свои институты превосходящими таковые другой нации; он культивирует гордость за свои расу, историю, владения, культурный прогресс, воспитывает высокомерие, хвастливость и презрение к другим цивилизациям и культурам, что суть зло и вырождение; еще он вызывает также готовность жертвовать интересами других ради своих собственных и принципиальную неспособность признать, что Бог создал всех людей равными. Этот тип национализма универсален, его можно видеть повсюду; ни одна нация не свободна от него; он свидетельствует о слепоте, жестокости и отсутствии чувства соразмерности, за которые человечество уже платит страшую цену и которые приведут его к полной гибели, если оно будет продолжать в том же духе.
Нет нужды говорить о том, что существует идеальный национализм - полная противоположность вышеописанного; он существует пока лишь в умах немногих просвещенных людей каждой нации и не является еще эффективным и конструктивным свойством какой-либо нации; он пока остается мечтой, надеждой и - будем верить - твердым намерением. Такой тип национализма правильно питает свою индивидуальную цивилизацию, олицетворяя национальный вклад в общее дело взаимного признания нациями законов и обычаев друг друга, а не средство самовозвеличения; он защищает конституцию страны, ее землю и народ высокой нравственностью своего выражения, красотой и бескорыстием своих установок; он не нарушает по какой-либо причине прав других народов или наций. Он стремится улучшить, усовершенствовать жизнь собственной нации, чтобы нести пользу всему миру. Он представляет живой, жизнеспособный духовный организм, а не эгоистическую материальную организацию.
Во-вторых, существует проблема расовых меньшинств. Последние создают проблему своим отношением к нациям, в составе или среди которых они живут. В значительной степени это проблема отношения слабого к сильному, немногих к многим, неразвитого к развитому, приверженцев одной религии к сторонникам другой, более могущественной и влиятельной. Она тесно связана с проблемой национализма, цвета кожи, исторического процесса и будущей цели. Сегодня это главная и наиболее острая проблема во всех уголках мира.
Обсуждая данную критическую проблему (от разрешения которой в значительной мере зависит будущий мир во всем мире), мы должны