политика, посредством которой массы людей держатся в интеллектуальном невежестве и вследствие невежества естественно оказываются в рядах реакционных, консервативных сил, которые до последнего противятся наступлению нового века с его новой цивилизацией и более просветленной культурой. Слепая вера и полное доверие к священнику и Ватикану считаются духовными обязанностями.
Римско-католическая церковь мобилизована и сплочена против любого нового эволюционного представления истины людям; корни ее в прошлом, и к свету она не тянется; ее гигантские финансовые ресурсы позволяют тормозить будущее просвещение рода человеческого под покровом патернализма и колоритной внешности, скрывающим кристаллизацию и интеллектуальную тупость, которые неизбежно приведут ее к гибели, если слабые ростки новой жизни, появившиеся после избрания папы Иоанна XXIII, не смогут укорениться и взойти.
2. Греческая православная церковь дошла до такой стадии коррупции, лихоимства, жадности и сексуального зла, что в русскую революцию она на время была упразднена. То было мудрым, необходимым и правильным действием. Акцент этой церкви был исключительно материальным, хотя она никогда не обладала (и не будет обладать) таким могуществом, каким обладала в прошлом римско-католическая церковь. Отказ революционной партии в России признавать эту коррумпированную церковь был мудрым и целесообразным; он не нанес вреда, ибо чувство Бога никогда не может быть изгнано из человеческого сердца. Если бы все церковные организации исчезли с лица земли, то чувство Бога, распознавание и знание Христа возросли бы, получив свежий, новый импульс. Церковь в России вновь получила официальное признание и новую благую возможность. Она еще не играет роли в делах мира, но есть надежда, что в конце концов она станет возрождающей духовной силой. Велики требования, предъявляемые ей людьми, и она не может быть реакционной, какими могут быть - и являются - церкви в других частях мира.
3. Протестантские церкви. Церковь, носящая общее название протестантская, характеризуется множеством ответвлений; она бывает широкой, узкой, либеральной, радикальной и всегда протестует. Она вмещает в себя кучу церквей, больших и малых. Эти церкви тоже гонятся за материальным. Они относительно свободны от такой тяги к политике, какая обусловливает римско-католическую церковь, но объединяет в себе ссорящихся друг с другом, фанатичных и нетерпимых верующих. Дух размежевания неистовствует, между людьми нет единства или сплоченности, но витает ядовитый дух отвержения, злобствует партийная пристрастность; плодятся сотни протестантских культов, упорно насаждается узкая теология, которая не учит ничему новому, но снова и снова возобновляет споры относительно доктрин, церковных дел или процедур. Протестантские церкви создали прецедент желчных препирательств, которые не свойственны старшим церквям с их иерархической структурой управления и централизованным авторитарным контролем, хотя недавно обозначились и могут набирать силу первые попытки добиться какого-нибудь единства и сотрудничества.
Возникает вопрос, будет ли Христос в церкви как дома, если Он вновь будет ходить среди людей. Ритуалы и церемонии, пышные облачения, свечи, золото и серебро, иерархия пап, кардиналов, архиепископов, каноников и обычных приходских священников, пасторов и духовенства будут, по-видимому, мало интересовать простого Сына Божьего, которому - будучи на земле - негде было преклонить голову.
Есть глубоко духовные люди, чей удел связан с давящими стенами церковности; их много во всех церквях и вероисповеданиях. Жребий их труден; они осведомлены о существующих условиях и борются, стараясь представить здравые христианские религиозные идеи ищущему, страждущему миру. Они истинные сыны Божьи; ноги их вязнут в самых неприятных местах; они осведомлены о гнили, подтачивающей церковные структуры, фанатизме, эгоизме, жадности и скудомыслии, которые их окружают.
Они отлично знают, что теология никого никогда не спасала, а спасает только живой Христос и пробужденное Христово сознание в каждом человеческом сердце; они внутренне отвергают материализм своего окружения и в церквях видят мало надежды для человечества; они отлично знают, что духовные реальности были забыты за материальным развитием церквей; они любят своих собратьев и хотят направить деньги, идущие на содержание церковных структур и накладные расходы, на создание Храма Бога нерукотворенного, вечного. Они служат духовной Иерархии, что стоит - невидимо и безмятежно - за всеми человеческими делами,