ведь Бог не фундаменталист; к новому приближению к божественности, потому что Бог всегда доступен и не нуждается сегодня во внешних посредниках; к новому способу интерпретации древних духовных учений, ибо человек эволюционировал и то, что подходило для человечества младенческого, сегодня не годится для человечества взрослого. Таковы настоятельные перемены.
Ничто не может помешать конечному появлению новой мировой религии. Так всегда было на протяжении веков, и так всегда будет. Выдача истины никогда не прекращается; она развивается и растет, чтобы удовлетворять крепнущему человеческому требованию света. И она будет осуществляться и развиваться духовно мыслящими людьми всех вероисповеданий, чьи умы открыты для новых вдохновений, исходящих из Ума Бога, кто свободен и добр, чьи индивидуальные жизни чисты и преисполнены устремления. Ей будут препятствовать фундаменталисты, узко мыслящие люди и теологи всех мировых религий, те, кто отказывается отбросить старые интерпретации и методы, кто любит старые доктрины и человеческие мысли о них, кто ставит акцент на формах, на обрядах и церемониях, на пышных ритуалах, на власти и возведении каменных зданий в нынешние дни крайнего человеческого отчаяния, голода и нужды.
Римско-католическая церковь стоит перед своей величайшей благоприятной возможностью, но и перед своим крупнейшим кризисом. Католицизм зиждется на древней традиции, настойчиво утверждает церковную власть, падок на внешние формы и ритуалы и - несмотря на свою широкую благотворную филантропическую деятельность - совершенно неспособен оставить своих детей в покое. Если католическая церковь сможет изменить свои техники, отказаться от власти над душами людей (которой у нее никогда по-настоящему не было) и действительно последовать по дороге Спасителя, кроткого плотника из Назарета, то она сможет включиться в мировое служение и явить пример, содействующий просвещению последователей любой религии и любого ответвления христианства.
Проблема свободы человеческой души и ее индивидуальной связи с Богом Имманентным и Богом Трансцендентным это духовная проблема, стоящая перед всеми мировыми религиями в наше время. Церкви - со своей властью и своими интерпретациями - не должны более вклиниваться между Богом и человеком. Их время прошло. Эта проблема медленно, столетиями, назревала, возрастая с ростом человеческого интеллекта и самосознания человеческого существа, и сейчас громко требует своего решения.
III. СУЩНОСТНЫЕ ИСТИНЫ
Есть некоторые ключевые ноты - олицетворяющие будущую религию - которые должны определять мышление просвещенных церковников всех вероисповеданий в наше время. Они пригодны как для Востока, так и для Запада. Это Мировая Религия - Откровение - Распознавание. Они не будут признаваться мелко мыслящими христианами или верующими любой конфессии.
Брезжит день, когда все религии будут рассматриваться как исходящие из единого великого духовного источника; все будут видеться как образующие единый корень, из которого неизбежно возникнет универсальная мировая религия. Тогда не будет ни христианина, ни язычника, ни еврея, ни нееврея, а будет одно великое тело верующих, последователей всех сущих религий. Они будут признавать одни и те же истины, не как теологические концепции, а как истины, важные для духовной жизни; будут стоять вместе на единой платформе братства и человеческих отношений; будут признавать божественное сыновство и стремиться сообща сотрудничать с божественным Планом, насколько Он им открывается через духовных лидеров расы и насколько указывает следующий шаг, который необходимо сделать на Пути к Богу. Такая мировая религия - не праздное мечтание, а то, что сегодня конкретно формируется.
Вторым проступающим ориентиром духовной жизни является надежда на откровение. Никогда прежде нужда человека не была столь насущной, а уверенность в откровении - столь бесспорной; никогда дух человека так громко не призывал божественную помощь, как в наши дни, и потому никогда еще не было на подходе большего откровения. Каким будет это откровение, мы знать не можем. Откровение о природе Бога было медленно раскрывающимся процессом, сопутствующим эволюционному росту человеческого сознания. Наше дело - не конкретизировать и не ограничивать его своим конкретным мышлением, а готовиться к нему, раскрывать интуитивное восприятие и жить в ожидании света откровения.
Мировая религия, ожидаемое откровение, затем развитие привычки духовного распознавания! Задача церквей именно в том, чтобы учить людей раскрывать скрытую способность