достойный человека уровень его
внешнего существования. Он представляет собою ценность потому,
что это - та самая броня внешнего благополучия, которая дает
возможность спокойно созревать и плодоносить семенам души. Но
провозглашать материальный достаток и внешнее покорение сил
природы ради опять-таки материального изобилия человечества
ценностью основной и наивысшей, целью организованной борьбы
масс во всем мире, идеалом общественного развития, во имя
которого следует приносить в жертву целые поколения и все, что
относится к духовному ряду ценностей, - это есть или
трагическая ошибка, или полуосознанный обман.
Однако же именно эта ложная мысль, иногда провозглашаемая
полным голосом, иногда недоговариваемая до конца, но всегда
присутствующая в комплексе революционных идей нашего века,
определяет и характер идеалов, венчающих этот комплекс, и
усвоенную им методику.
Ту многообъемлющую социально-политическую и философскую
доктрину, которая была выработана в середине прошлого века на
Западе и постепенно сделалась гегемоном в области передового,
революционного мышления, станем для краткости обозначать здесь
словом Доктрина. Нетрудно представить себе, что эта Доктрина,
тесно связанная генетически с предыдущими звеньями западной
философской и научной мысли, даже с христианством,
разрабатывалась, однако, при активной помощи тех сил, которые
озабочены созданием мощного учения, долженствующего сделаться
ведущим в человечестве, но ведущим по лестнице
идейно-социальных подмен к такому состоянию общественному,
культурному, психологическому и техническому, откуда остается
лишь один короткий скачок до абсолютной единоличной тирании.
Если допустить такую посылку, то луч прожектора, при котором мы
привыкли созерцать явления культуры и истории, внезапно резко
сдвинется; погрузятся в тень явления, до сих пор казавшиеся нам
такими отчетливыми, и, напротив, выступят из тьмы феномены, о
которых мы раньше не подозревали либо не обращали на них
внимания. Железно-упрямый, не желающий уступить ни пяди,
буквально с пеной у рта отстаиваемый материализм; жгучая, до
неистовства доходящая ненависть ко всему, что можно заподозрить
в религиозности, в мистике или в идеализме; полное исключение
духовных ценностей, приравнивание их к пережиткам древности и
утверждение лишь материального и интеллектуального рядов
ценностей; поставление во главу угла идеи о материальном
изобилии большинства; благословение любых средств, если они
способствуют достижению этой цели; провозглашение диктатуры
пролетариата, затем подмена пролетариата одной единственной
партией, а еще позднее - подмена партии фигурой единовластного
вождя; возвещение суровой необходимости подчинения всех
остальных классов общества, а потом физическое уничтожение
мешающих классов; строгий контроль государства, то есть
единовластной партии, над всей идейной и культурной продукцией
общества; колоссальная роль, отводимая технике, машине,
индустрии, автоматизации - автоматизации и производственных
процессов, и социальных отношений, и самой психики, - все это и
многое другое приобретает под новым углом зрения новый и
достаточно зловещий смысл.
В высшей степени симптоматично, что та самая Доктрина,
которая пробивала себе путь на общественную поверхность при
помощи освободительных лозунгов и тирад о свободе, начала эру
своего господства с разгона всенародного собрания
представителей, в выборе которых сама же участвовала, тщетно
надеясь получить большинство. За этим немедленно последовало
наложение запрета на деятельность всех других партий и
политических организаций и уничтожение всех органов печати,
кроме своих собственных.
Под указанным здесь углом зрения метаистории важно
рассмотреть и такие феномены, как наука, техника и
индустриализация.
В человеческом существе - не в физическом его теле только,
но во всем сложном, разноматериальном конгломерате его существа
- заложены такие потенции, развитие которых бесконечно
раздвинуло бы возможность нашего пользования материальными
средами и совершенно изменило бы соотношение между человеком и
пространством, человеком и временем, человеком и природой,
человеком и другими слоями бытия. Проблему полета