Даниил Андреев

Роза мира (часть 4)

достойный человека уровень его

внешнего существования. Он представляет собою ценность потому,

что это - та самая броня внешнего благополучия, которая дает

возможность спокойно созревать и плодоносить семенам души. Но

провозглашать материальный достаток и внешнее покорение сил

природы ради опять-таки материального изобилия человечества

ценностью основной и наивысшей, целью организованной борьбы

масс во всем мире, идеалом общественного развития, во имя

которого следует приносить в жертву целые поколения и все, что

относится к духовному ряду ценностей, - это есть или

трагическая ошибка, или полуосознанный обман.

Однако же именно эта ложная мысль, иногда провозглашаемая

полным голосом, иногда недоговариваемая до конца, но всегда

присутствующая в комплексе революционных идей нашего века,

определяет и характер идеалов, венчающих этот комплекс, и

усвоенную им методику.

Ту многообъемлющую социально-политическую и философскую

доктрину, которая была выработана в середине прошлого века на

Западе и постепенно сделалась гегемоном в области передового,

революционного мышления, станем для краткости обозначать здесь

словом Доктрина. Нетрудно представить себе, что эта Доктрина,

тесно связанная генетически с предыдущими звеньями западной

философской и научной мысли, даже с христианством,

разрабатывалась, однако, при активной помощи тех сил, которые

озабочены созданием мощного учения, долженствующего сделаться

ведущим в человечестве, но ведущим по лестнице

идейно-социальных подмен к такому состоянию общественному,

культурному, психологическому и техническому, откуда остается

лишь один короткий скачок до абсолютной единоличной тирании.

Если допустить такую посылку, то луч прожектора, при котором мы

привыкли созерцать явления культуры и истории, внезапно резко

сдвинется; погрузятся в тень явления, до сих пор казавшиеся нам

такими отчетливыми, и, напротив, выступят из тьмы феномены, о

которых мы раньше не подозревали либо не обращали на них

внимания. Железно-упрямый, не желающий уступить ни пяди,

буквально с пеной у рта отстаиваемый материализм; жгучая, до

неистовства доходящая ненависть ко всему, что можно заподозрить

в религиозности, в мистике или в идеализме; полное исключение

духовных ценностей, приравнивание их к пережиткам древности и

утверждение лишь материального и интеллектуального рядов

ценностей; поставление во главу угла идеи о материальном

изобилии большинства; благословение любых средств, если они

способствуют достижению этой цели; провозглашение диктатуры

пролетариата, затем подмена пролетариата одной единственной

партией, а еще позднее - подмена партии фигурой единовластного

вождя; возвещение суровой необходимости подчинения всех

остальных классов общества, а потом физическое уничтожение

мешающих классов; строгий контроль государства, то есть

единовластной партии, над всей идейной и культурной продукцией

общества; колоссальная роль, отводимая технике, машине,

индустрии, автоматизации - автоматизации и производственных

процессов, и социальных отношений, и самой психики, - все это и

многое другое приобретает под новым углом зрения новый и

достаточно зловещий смысл.

В высшей степени симптоматично, что та самая Доктрина,

которая пробивала себе путь на общественную поверхность при

помощи освободительных лозунгов и тирад о свободе, начала эру

своего господства с разгона всенародного собрания

представителей, в выборе которых сама же участвовала, тщетно

надеясь получить большинство. За этим немедленно последовало

наложение запрета на деятельность всех других партий и

политических организаций и уничтожение всех органов печати,

кроме своих собственных.

Под указанным здесь углом зрения метаистории важно

рассмотреть и такие феномены, как наука, техника и

индустриализация.

В человеческом существе - не в физическом его теле только,

но во всем сложном, разноматериальном конгломерате его существа

- заложены такие потенции, развитие которых бесконечно

раздвинуло бы возможность нашего пользования материальными

средами и совершенно изменило бы соотношение между человеком и

пространством, человеком и временем, человеком и природой,

человеком и другими слоями бытия. Проблему полета