традиции живы до сих пор в Индии,
Индонезии и странах Индо-малайской метакультуры. Но не
сравнимые с религиозным примитивом средних веков идейное
богатство и глубина нового религиозного сознания вызовут к
жизни такие сценические действа, которые окажутся отстоящими от
старых мистерий так же далеко, как наши представления о космосе
от системы Птолемея. Оборудование механизмами, о каких даже в
начале нашего века никто не посмел бы мечтать, позволят
воплощать литературные и музыкальные тексты многопланового
содержания, мистериально отображать события, совершающиеся или
совершавшиеся в иных мирах Шаданакара. Репертуар мистериалов
сформируется постепенно, когда жанр мистерии нового типа,
получив широкое распространение, вызовет появление
монументальных драматических эпопей этого рода. Но из ресурсов
мировой поэзии и музыкальной драмы уже и теперь могли бы быть
привлечены к постановке в мистериалах немало первоклассных
произведений. Трагедии Эсхила, 'Фауст', 'Орфей', драмы Калидасы
и Тагора, 'Пер Гюнт', 'Лоэнгрин', 'Парсифаль', 'Сказание о
граде Китеже' - все эти шедевры могут и должны быть, наконец,
философски и сценически трактованы как мистерии. Уже даже
теперь театральная техника была бы в состоянии заменить наивную
бутафорскую сказочность старых постановок тонким, мистически
убедительным отображением многослойных реальностей мира.
Вырисовываются перспективы такого технического могущества,
когда иерархии смогут быть сценически отображены не в
сниженном, уплощенном, убого очеловеченном виде, но в
гигантских обликах, туманных или светящихся, проносящихся, как
веяние ветра, или вздымающихся, как огненные смерчи. Обогащение
технического оснащения кинематографическими средствами
раздвинет пространство сцены и позволит расслоить его на любое
число планов, таким образом отражая параллелизм событий и
процессов, в них совершающихся. Все это обеспечит появление
таких постановок, относительно художественного великолепия и
философской глубины которых нам составить себе представление
еще нельзя.
Но к постановкам театральным исполнение подобных мистерий
не может быть приравнено: мистерия стоит на полдороге от театра
к культу, и многие стороны роднят ее с богослужением. Поэтому
образование коллектива исполнителей и постановщиков мистериала
ни в коем случае не должно преемственно связываться с такими
формированиями, как театральная труппа. Этические нормы,
прилагаемые к коллективу мистериала, атмосфера и обычаи, в нем
царящие, религиозное горение, без которого он теряет свой
смысл, - все это не прилагалось и не может прилагаться к
артистам театра. Артисты мистериала образуют коллектив, имеющий
черты сходства отнюдь не с труппой, а с ее антиподом: с
монастырем. Совместное обитание подле мистериала, подчиненность
повседневной жизни смыслу мистерий, внутренняя работа над
собой, изгнание из личных отношений всяких признаков
враждебности, зависти, соперничества и т. п. - разве такие
установки могут возбудить у артистов театра иное отношение,
кроме огульного отрицания всякой возможности воплотить эти
принципы в жизнь? - Однако, напрасно искать между коллективом
мистериала и монастырем слишком много общих черт: 'единица'
такого коллектива заключается не в одиноком бессемейном иноке,
но именно в семье каждого члена; безбрачие никому, разумеется,
не может быть вменено в обязанность. Не нужна, даже недопустима
и та степень изолированности от мира, какая отличает монастырь:
артист мистериала не отрезает себя от жизни, он находится
одновременно в ней и над ней; задача - в отыскании таких
внешних форм существования, которые выражали бы это внутреннее
положение и способствовали бы ему.
Одному из основных видов внутренней работы - созерцанию -
служат особые здания, входящие во всякий верград как его
необходимый компонент: медитории. Окруженный тихим и безлюдным
садом, разделенный на небольшие звукоизолированные помещения,
медиторий представляет собою круглое, башнеобразное здание в
несколько этажей. Вокруг лестнично-лифтовой клетки радиусами
расположены однотипные, очень просто обставленные кабинеты:
удобное кресло, кушетка, небольшой с гол, за окнами - деревья
сада. Посетитель получает на несколько часов возможность
пользоваться