Даниил Андреев

Роза мира (часть 4)

традиции живы до сих пор в Индии,

Индонезии и странах Индо-малайской метакультуры. Но не

сравнимые с религиозным примитивом средних веков идейное

богатство и глубина нового религиозного сознания вызовут к

жизни такие сценические действа, которые окажутся отстоящими от

старых мистерий так же далеко, как наши представления о космосе

от системы Птолемея. Оборудование механизмами, о каких даже в

начале нашего века никто не посмел бы мечтать, позволят

воплощать литературные и музыкальные тексты многопланового

содержания, мистериально отображать события, совершающиеся или

совершавшиеся в иных мирах Шаданакара. Репертуар мистериалов

сформируется постепенно, когда жанр мистерии нового типа,

получив широкое распространение, вызовет появление

монументальных драматических эпопей этого рода. Но из ресурсов

мировой поэзии и музыкальной драмы уже и теперь могли бы быть

привлечены к постановке в мистериалах немало первоклассных

произведений. Трагедии Эсхила, 'Фауст', 'Орфей', драмы Калидасы

и Тагора, 'Пер Гюнт', 'Лоэнгрин', 'Парсифаль', 'Сказание о

граде Китеже' - все эти шедевры могут и должны быть, наконец,

философски и сценически трактованы как мистерии. Уже даже

теперь театральная техника была бы в состоянии заменить наивную

бутафорскую сказочность старых постановок тонким, мистически

убедительным отображением многослойных реальностей мира.

Вырисовываются перспективы такого технического могущества,

когда иерархии смогут быть сценически отображены не в

сниженном, уплощенном, убого очеловеченном виде, но в

гигантских обликах, туманных или светящихся, проносящихся, как

веяние ветра, или вздымающихся, как огненные смерчи. Обогащение

технического оснащения кинематографическими средствами

раздвинет пространство сцены и позволит расслоить его на любое

число планов, таким образом отражая параллелизм событий и

процессов, в них совершающихся. Все это обеспечит появление

таких постановок, относительно художественного великолепия и

философской глубины которых нам составить себе представление

еще нельзя.

Но к постановкам театральным исполнение подобных мистерий

не может быть приравнено: мистерия стоит на полдороге от театра

к культу, и многие стороны роднят ее с богослужением. Поэтому

образование коллектива исполнителей и постановщиков мистериала

ни в коем случае не должно преемственно связываться с такими

формированиями, как театральная труппа. Этические нормы,

прилагаемые к коллективу мистериала, атмосфера и обычаи, в нем

царящие, религиозное горение, без которого он теряет свой

смысл, - все это не прилагалось и не может прилагаться к

артистам театра. Артисты мистериала образуют коллектив, имеющий

черты сходства отнюдь не с труппой, а с ее антиподом: с

монастырем. Совместное обитание подле мистериала, подчиненность

повседневной жизни смыслу мистерий, внутренняя работа над

собой, изгнание из личных отношений всяких признаков

враждебности, зависти, соперничества и т. п. - разве такие

установки могут возбудить у артистов театра иное отношение,

кроме огульного отрицания всякой возможности воплотить эти

принципы в жизнь? - Однако, напрасно искать между коллективом

мистериала и монастырем слишком много общих черт: 'единица'

такого коллектива заключается не в одиноком бессемейном иноке,

но именно в семье каждого члена; безбрачие никому, разумеется,

не может быть вменено в обязанность. Не нужна, даже недопустима

и та степень изолированности от мира, какая отличает монастырь:

артист мистериала не отрезает себя от жизни, он находится

одновременно в ней и над ней; задача - в отыскании таких

внешних форм существования, которые выражали бы это внутреннее

положение и способствовали бы ему.

Одному из основных видов внутренней работы - созерцанию -

служат особые здания, входящие во всякий верград как его

необходимый компонент: медитории. Окруженный тихим и безлюдным

садом, разделенный на небольшие звукоизолированные помещения,

медиторий представляет собою круглое, башнеобразное здание в

несколько этажей. Вокруг лестнично-лифтовой клетки радиусами

расположены однотипные, очень просто обставленные кабинеты:

удобное кресло, кушетка, небольшой с гол, за окнами - деревья

сада. Посетитель получает на несколько часов возможность

пользоваться