смысле слова - продукции рабочего
класса не существует вообще; его интеллектуальная продукция
ничтожна. Рабочий класс - не венец человечества, а его
трагедия, его - memento mori, грозное напоминание о том, что
миллионы людей, потенциально ничем не отличавшихся от
остального полноценного общества, осуждены этим обществом на
духовное скопчество, на культурное вырождение, смягчаемое лишь
тем, что эти несчастные в подавляющем большинстве сами не
понимают всего ужаса своего положения. Утратившие связь с
матерью-землей и не вознагражденные за это приобщением к
мировой культуре, психически искалеченные вечной возней с
машинами, эстетически колеблющиеся от красот индустриального
пейзажа до частушки и пошлой олеографии, эти люди становятся
жертвами одуряющей скуки, как только оказываются наедине с
самими собой. Они как огня боятся тишины, ибо тишина ставит их
лицом к лицу с их душевной опустошенностью. Природа для них
мертва, философия - смертельно скучна, искусство и литература
доступны им лишь в самых сниженных своих проявлениях, религия
возбуждает в них лишь высокомерную насмешку невежд и только
наука вызывает чувство инстинктивного уважения, как нечто,
бесспорно высшее, чем они. Их отдых - карты, водка, домино,
спорт, примитивный флирт да кинематограф. И пусть не лгут,
будто я клевещу на этих людей: им слишком долго кадили
фимиамом, их растлевали потоками демагогической лести и лжи;
приходит время, когда перед ними поставят их собственные ничем
не разукрашенные портреты.
Закономерно и логично, что именно эту человеческую
формацию Доктрина возвела на пьедестал; именно из нее создаются
кадры единовластной партии; именно она возносится перед
человечеством как якобы самый ценный из человеческих слоев, как
образец, коему должны по мере сил следовать все остальные.
Смысл индустриализации - одного из главнейших мероприятий
государства в 20-х и 30-х годах нашего века - отнюдь не
исчерпывается тем, что эта мера усилила обороноспособность
страны, одновременно поднимая, хотя и черепашьими темпами, ее
материальный уровень. Смысл индустриализации еще и в том, что
она произвела насильственную ломку психологии крестьянства и
интеллигенции, заставив Россию, как выразился один иностранный
журналист, 'мыслить машинами', а в обществе распространяя тот
психологический режим, который был до этого свойственен
рабочему классу: психологический режим, при котором все
расценивается мерилом практической полезности, все чувствуют
себя винтиками в гигантской машине и считают это нормой; режим,
при котором вырождается искусство, становится государственной
проституткой литература, умирает религия, опошляется культурное
наследие и выхолащивается этика: психологический режим
бездуховности.
Культурное наследие остается единственным каналом, по
которому духовность все-таки проникает еще в сознание людей. И
не мешает припомнить, что в первые годы после Великой
революции, когда еще верили в мираж скорой революции во всем
мире, в русской культуре бушевало такое течение, которое
требовало и всю культуру прошлого сдать в архив. Один из
идеологов Доктрины, Маяковский, лишь гораздо позже пришел к
заключению, что Пушкин писал не так уж плохо; сначала же он,
как и другие, требовал, чтобы Пушкин был сброшен с корабля
современности. При этом Пушкин понимался, конечно, как некое
олицетворение классики вообще. Самый талантливый театральный
деятель той эпохи, Мейерхольд, выворачивая классиков наизнанку,
культивировал тот урбанистический, конструктивистский,
оголенно-схематический стиль, который приводит на память стиль
массовых действ в Друккарге. И еще поразительнее было отражение
архитектурного стиля игв конструктивным стилем тех зданий,
которые возникли среди русских городов в 20-х годах и в начале
30-х: лишенные каких бы то ни было украшений, это были
сочетания кубов, ромбов, параллелепипедов - голых
геометрических форм - при явном пренебрежении закругленной
линией. Потребовалась усиленная инвольтация из Фонгаранды,
чтобы приостановить дальнейшее выхолащивание, или лучше сказать
'игвизацию', зодчества. Впрочем, воздействие вкусов и стиля
античеловечества в архитектуре XX века сказалось далеко не в
одной России: конструктивизм