настоящему и будущему...'
Угрюм-Бурчеев проснулся и возвратился к сооружению
Непреклонска, но атмосфера неуловимо изменилась. 'Он начал
нечто подозревать. Его поразила тишина во время дня и шорох во
время ночи. Он видел, как с наступлением сумерек какие-то тени
бродили по городу и исчезали неведомо куда, и как с рассветом
дня те же самые тени вновь появлялись в городе и разбегались по
домам. Несколько дней сряду повторялось это явление, и всякий
раз он порываются выбежать из дома, чтобы лично расследовать
причину ночной суматохи, но суеверный страх удерживал его'.
Цитаты кончились.
Удивительно в них, конечно, не то, что великий сатирик дал
односторонний - не реалистический, а резко гротескный образ,
доведенный до чудовищности. На то он и сатирик. Удивительно то,
что, отталкиваясь от конкретных исторических фигур прошлого,
фигур гораздо меньшего масштаба, он предварят в своем творении
исполинскую фигуру будущего. Конечно, он увидел и изобразил ее
только с одной стороны, с той самой, которая роднила ее с
российскими деспотами прошлого. Но долгое, острое, исполненное
душевной боли и муки вглядывание мыслителя в типичные образы
отечественной истории и в ее тенденции привело его к
пророчеству о том, что тираническая тенденция, проявлявшаяся и
в Бироне, и в Павле, и в Аракчееве, и в Николае, достигнет
своей кульминации лишь в грядущем, и тогда появится на вершинах
власти тот, на одну из существеннейших сторон которого
Угрюм-Бурчеев похож больше, чем на любого из его предтеч.
Великие тираны российской истории, Иоанн Грозный и Николай
I, были орудиями демона великодержавной государственности - и
только. Этим исчерпывалось их метаисторическое значение, если
не говорить о том, что в первый период царствования Грозного
через этого царя водил демиург, а в конце - Велга. Орудием
очередного Жругра был и Сталин, но все дело в том, что этим
отнюдь не исчерпывалось его метаисторическое значение.
Как ни велика была Россия при Грозном и особенно при
Николае, но ее победы и поражения, возрастание или ослабление
ее мощи могли непосредственно отражаться на судьбах лишь
ограниченной географической зоны: Средней Европы, Среднего и
Ближнего Востока. Воинствующая российская идеология двух первых
Жругров - идея Третьего Рима и концепция 'самодержавие,
православие, народность' - были отмечены провинциализмом,
узконациональным и конфессиональным. Это вполне соответствовало
той стадии мирового технического развития и международных
связей, которой достигло тогда человечество. Но связи
укреплялись и расширялись, а достижения техники изменили самое
понятие географического пространства, приблизив друг к другу
континенты, а воинственных соседей уперев друг в друга
границами с такой плотностью, с какою упираются один в другого
лбами борющиеся бараны. Передовое место в истории Россия заняла
с той минуты, когда внутри нее к власти пришла - впервые в мире
- интернациональная Доктрина. Россия стала первой страной,
вооруженной такой идеологией, какая могла бы, в принципе,
распространиться на все страны земного шара. Даже больше того:
в Доктрине был заложен такой импульс к расширению, который
предполагал своим пределом именно только границы планеты. Когда
мы говорим о мировых империях или мировых претензиях великих
завоевателей прошлого, от Чингиз-хана до Наполеона и Британской
империи, мы употребляем слово 'мировой' в значении условном.
Революционная Россия с ее Доктриной была первой в истории
носительницей мировой тенденции в совершенно безусловном
смысле. Секрет же заключался в том, что вместо мечты о
всемирной гегемонии какого-либо отдельного народа (мечты
утопической, ибо ни один народ не достаточно многочислен для
этого) теперь прокламировалась идея всемирного содружества
народов, объединенных новым социальным строем, который должен
был возникнуть везде в результате революционных взрывов.
Революционизирующее, освободительное влияние этой концепции для
внероссийских стран, в особенности для колоний и полуколоний
Востока и Юга, было колоссально. В одних из стран оно
постепенно развивалось по программе, намеченной в Москве, в
другие было принесено на штыках советских армий. Немало нашлось
и таких стран, как Индия или Бирма, где это революционизирующее
начало