статуя
Нерона в образе Аполлона, некогда сооруженная им возле Колизея,
если сопоставить ее со многими тысячами статуй революционного
вождя, воздвигнутых повсеместно, на любой привокзальной
площади, в любом парке, в любом заводском дворе, а размерами
варьировавшихся от масштабов обычного памятника до масштабов
Колосса Родосского! Заставить назвать своим именем главную
улицу в каждом городе и добрую треть всех колхозов страны;
принудить любое общественное собрание, каким бы вопросам оно ни
было посвящено, завершаться овацией в честь вождя; вменить это
прославление в обязанность всем видам искусства, литературы,
музыки, науки; вынудить в XX веке половину человечества считать
его корифеем всех отраслей знания; наладить механизм
фальсификации исторических документов, чтобы революционные или
государственные заслуги побежденных соперников приписывались
только ему; написать новое евангелие, в котором прославлять
самого себя, и заставить все население штудировать этот хлам
чуть ли не наизусть; навести такого туману, что неисчислимые
массы людей за рубежом уверовали в то, что им выпало величайшее
счастье - жить одновременно с гениальнейшим, мудрейшим и
гуманнейшим из смертных... Что рядом с этим все поползновения
деспотов прошлого: и фальсификация истории Рамзесом II, и
молитвы перед своим изображением во храме, которые вынуждал
Калигула у некоторых жрецов, и истошный рев 'Хайль Гитлер',
десять лет громыхавший над Германией*, и даже горы человеческих
черепов или караваны с корзинами, полными вырванных
человеческих глаз, - апофеозы, до которых додумывалось
приземистое воображение всяких чингиз-ханов и тимуров.
=================================================
* Говорю 'десять лет', потому что позже гул патриотических
возгласов был совершенно заглушен грохотом налетов и разрывами
бомб.
=================================================
Известно, что Сталин был весьма озабочен реабилитацией
некоторых страшилищ прошлого, например Ивана Грозного, Малюты
Скуратова. И, однако, о том же Грозном он пренебрежительно
заметил под конец: 'Казнит горстку бояр, а потом две недели
молится и кается. Хлюпик!' Да, назвать Грозного хлюпиком имел
право, пожалуй, только он.
Эти беспрецедентные формы и масштабы тиранствования
говорят о сверхчеловеческой жажде самоутверждения и столь же
сверхчеловеческой жестокости.
Он был кровожаден, как истый демон. Какими соображениями
государственной пользы, хотя бы и искаженно понятыми, объяснишь
систему периодически производившихся массовых кровопусканий? -
В первый раз он это позволил себе в начале коллективизации,
когда кулачество, точнее - зажиточное крестьянство,
ликвидировалось, по его предначертанию, 'как класс'. Толпы
людей лишались средств к существованию и, в условиях гибельных
даже для скота, перебрасывались в необжитые районы, где и
отдавали Богу свои души. 'Откуда-то слышался гул; казалось, что
где-то рушатся целые деревни и там раздаются вопли, стоны и
проклятия. Плыли по воде стоги сена, бревна, плоты, обломки
изб...' Нет сомнения, что если бы коллективизацией сельского
хозяйства руководил хотя бы Ленин - о подлинных гуманистах и
демократах я уже не говорю, - это мероприятие было бы проведено
совершенно другими методами. Ее осуществили бы с осторожной
медлительностью, не принуждением, а наглядной демонстрацией
выгоды и целесообразности колхозов, оберегая при этом все
материальные ценности единоличных хозяйств. От этого выиграло
бы и крестьянство, и сельское хозяйство, и само государство, и
вся мировая Доктрина в целом. Вместо этого на Украине и в
некоторых других местах в 1933 году наступил неслыханный голод,
дело дошло до людоедства, и, может быть, историки будущего
сумеют установить хотя бы приблизительную цифру жертв этой
группы мероприятий. Вслед за первой гекатомбой воздвигалась и
вторая: жертвы разгрома религиозных конфессий. Короткая
передышка, пока полчища Гагтунгра переваривали великолепную
порцию гавваха, - и вот уже несется новое блюдо на
пиршественные столы в Гашшарве и Дигме: два или три миллиона
жертв 'ежовщины'. Еще немного - и начинает расти гекатомба
жертв Отечественной войны. Второго вождя можно считать одним из
ее виновников лишь относительно, но ответственность за масштабы
человеческих