опустошений.
В первых числах марта 1953 года произошел решительный
поединок между Яросветом и Жругром. Канал инвольтации,
соединявший существо уицраора с его человекоорудием, был
перерезан в мгновение ока. Если бы это можно было сделать
раньше, настолько же раньше оборвалась бы и жизнь
человекоорудия, так как никаких человеческих сил было
недостаточно, чтобы выдерживать лежавшую на этой психике и на
этом физическом организме нагрузку. Это совершилось около двух
часов ночи. Через полчаса его сознание угасло, но агония
продолжалась, как известно, несколько дней. Урпарп подхватил
оборванный конец канала инвольтации и пытался сам влить в
погибавшего силу и сознание. Это не удалось - отчасти потому,
что несколько человек, сновавших у смертного ложа, постарались,
чтобы он не вернулся к жизни. Мотивы, руководившие этими
людьми, были различны. Некоторые боялись, что, если он
останется во главе государства, он развяжет войну, а война
рисовалась им как великое бедствие для всех и смертельная
опасность для Доктрины. Но был среди приближенных и тот, кто
столько лет стоял у руля механизма безопасности; он знал, что
вождь уже наметил его как очередную жертву, очередную подачку
глухо ропщущему народу; на него должна была быть возложена в
глазах масс вся ответственность за миллионы невинно погибших.
Кончина Сталина приоткрывала для нею шанс к тому, чтобы самому
занять его место. Линия его деятельности при жизни вождя
диктовалась тремя мотивами: запугивать Сталина, раздувая и
выдумывая физические опасности, якобы грозившие ему со всех
сторон, держать страну в узде страха и немоты и этим самым
утолять собственную жажду крови. Человек этот был носителем
темной миссии, заключавшейся в умножении всенародных страданий,
но сознание его было плоским и амистичным, как стол, а объем
его личности и дарований - ничтожным. Это был Малюта Скуратов
XX века.
Наконец, великая минута настала: Сталин испустил дух.
От этого удара дрогнула Гашшарва. Друккарг огласился
воплями ужаса и гнева. Жругр взвыл от ярости и боли. Полчища
демонов взмыли из глубин в верхние слои инфракосмоса, стараясь
затормозить падение умершего в пучину магм.
Горестное беснование передалось в Энроф. Похороны вождя,
вернее, перенос его тела в мавзолей, превратились в
идиотическое столпотворение. Морок его имени и его дел был так
велик, что сотни тысяч людей восприняли его смерть как
несчастье. Даже в тюремных камерах некоторые плакали о том, что
же теперь будет. Толпы, никогда не удостаивавшиеся чести видеть
вождя при его жизни, теперь жаждали улицезреть его хотя бы в
гробу. Москва являла собой картину Бедлама, увеличенного до
размеров мирового города. Толпы залили весь центр, пытаясь
пробиться к Дому Союзов, где был выставлен для обозрения труп
тирана и откуда должно было выступить траурное шествие.
Прилегающие улицы превратились в Ходынку. Люди гибли,
раздавливаемые о стены домов и столбы фонарей, растаптываемые
под ногами, срывающиеся с крыш многоэтажных домов, по которым
они пробовали миновать клокотавшее внизу человеческое месиво.
Казалось, будто он, питавшийся всю жизнь испарениями страданий
и крови, даже из-за гроба тянул к себе в инфракосмос горы
жертв.
Ему, всегда отгонявшему от себя мысль о смерти, не
озаботившемуся даже о сооружении для себя достойной
усыпальницы, теперь приходилось улечься в саркофаг рядом с
саркофагом его предшественника и, с вынутым мозгом, с телом,
пропитанным консервирующими составами, стать объектом
поклонения толп и толп. Впрочем, раз уж пришлось умереть, он
желал бы именно такой странной формы упокоения. Эманация
благоговейно склоняющихся людских множеств вливала бы в него
силы даже и в загробном пути, пока спуск еще не увлек его
слишком глубоко. Но мумификация и соответствующая перестройка
мавзолея требовали времени, а время не ждало.
Странно, что никто в свое время, после смерти Ленина, не
обратил серьезного внимания на магический, вернее, демонический
характер этого никогда и нигде не применявшегося способа
создания квазимощей. Не задумывались над тем, как не вяжется
это создание центра заупокойного культа ни с материалистической
Доктриной, ни с личной скромностью