демон как осуществителя беспредельной тирании на всей
земле, как князя мира.
5 июля 1958 года
КНИГА XII. ВОЗМОЖНОСТИ
ГЛАВА 1. ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ОБЛАГОРОЖЕННОГО ОБРАЗА
Во всей своей определенности и во всей своей полноте
Грядущее ведомо только Всеведущему. Перед нами же оно предстает
как непрерывно ветвящаяся цепь дилемм. Каждое звено этой цепи
двойственно: оно составляет пару взаимоисключающих
возможностей.
Мы никогда не смеем сказать с абсолютной уверенностью: при
наступлении такого-то звена человечеством будет сделан выбор
именно этой, а не другой возможности. Я не могу сказать,
например: Роза Мира придет к власти тогда-то и так-то; я даже
не могу сказать, придет ли она к власти вообще. Но если, в
момент наступления определенного исторического звена,
определенной пары возможностей, человечеством будет сделан
выбор в сторону призвания Розы Мира к власти, то с железной
логичностью перед ним вскоре предстанет необходимость выбора
одной из двух следующих возможностей. И если будет сделан выбор
в такую-то сторону, вскоре возникнут очертания новой, третьей
пары; если же в другую - следующая пара возможностей возникнет
перед ним тоже, но она будет иной.
Чем зорче метаисторическое зрение, тем дальше в туманах
будущего различает оно эту цепь ветвящихся дилемм.
История знает и такие явления, даже таких личностей,
которые подготавливались могущественными началами - светлыми
или темными - так тщательно, так издалека, им придавалось такое
огромное значение и столько сил было на эту подготовку брошено,
что они сделались фактически неизбежными. Но как именно
осуществятся эти явления в истории, будут ли они завершены или
прерваны, выполнены согласно мечтавшемуся идеалу или искажены,
а если искажены, то в какой именно степени - этого предрешить
было невозможно, и не только людям, но и разуму высоких
иерархий, потому что невозможно было предучесть, принадлежа к
одному из мировых станов, соотношение борющихся сил в роковую
минуту их решающей битвы.
Еще на рубеже XX века, например, определилась неизбежность
мировой войны. Но будет ли эта война единственной и последней
или предстоит целый тур их, и кто победит в первой войне, и
каков будет - в точности - состав обеих коалиций - это было
ведомо только Богу. Человеческий же взор мог различать лишь
неизбежность мировой войны и наступление вместе с ней эры
великих международных потрясений. Самое большее, на что этот
взор был способен, это проследить, какая новая пара
возможностей возникнет перед историей в случае, если победит
одна сторона, и какая - если победит противная. Лишь взор
величайших духовидцев мог бы тогда, и может теперь, проследить
грядущую цепь дилемм до четвертого или пятого звена.
Таким образом, некоторые узловые события больших процессов
пребывают в грядущем как бы незыблемо предрешенными точками. Но
их чрезвычайно мало, да и они, осуществляясь в истории, могут
принять тот или иной вид, ту или иную степень желаемой полноты.
Рождение Планетарного Логоса в человечестве было предрешено на
тысячелетия раньше, чем оно совершилось в Палестине. Но в каком
народе и в каком веке оно произойдет, стало определяться
несравненно позднее. Вопрос же о том, закончится ли оно Его
победой, полным завершением Его миссии, частичным ли ее
выполнением либо даже временным поражением, - этот вопрос
оставался непредрешенным и непредрешимым до тех пор, пока
борьба не закончилась предательством Искариота. И никто, кроме
Всеведущего, даже Сам Иисус, не мог заранее знать степени
победы или поражения.
Иногда мистический разум и мистическая интуиция испытывают
прозрения и несколько особого характера. Порою взору
прозревающего предстают события далекого грядущего не в
качестве звена будущей цепи дилемм, а в виде более или менее
изолированных картин, неопровержимо убедительных своею яркостью
и оправданностью. При этом целый ряд звеньев, промежуточных
между ними и нашим временем, ряд дилемм более близкого будущего
остается неосвещенным, непонятым или понятым лишь частично.
Такие картины отображают те узловые моменты Грядущего, которые
издавна предрешены и незыблемы, либо же они сказываются
предвидением одной из возможностей исторической
действительности,