Даниил Андреев

Роза мира (часть 4)

демон как осуществителя беспредельной тирании на всей

земле, как князя мира.

5 июля 1958 года

КНИГА XII. ВОЗМОЖНОСТИ

ГЛАВА 1. ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ОБЛАГОРОЖЕННОГО ОБРАЗА

Во всей своей определенности и во всей своей полноте

Грядущее ведомо только Всеведущему. Перед нами же оно предстает

как непрерывно ветвящаяся цепь дилемм. Каждое звено этой цепи

двойственно: оно составляет пару взаимоисключающих

возможностей.

Мы никогда не смеем сказать с абсолютной уверенностью: при

наступлении такого-то звена человечеством будет сделан выбор

именно этой, а не другой возможности. Я не могу сказать,

например: Роза Мира придет к власти тогда-то и так-то; я даже

не могу сказать, придет ли она к власти вообще. Но если, в

момент наступления определенного исторического звена,

определенной пары возможностей, человечеством будет сделан

выбор в сторону призвания Розы Мира к власти, то с железной

логичностью перед ним вскоре предстанет необходимость выбора

одной из двух следующих возможностей. И если будет сделан выбор

в такую-то сторону, вскоре возникнут очертания новой, третьей

пары; если же в другую - следующая пара возможностей возникнет

перед ним тоже, но она будет иной.

Чем зорче метаисторическое зрение, тем дальше в туманах

будущего различает оно эту цепь ветвящихся дилемм.

История знает и такие явления, даже таких личностей,

которые подготавливались могущественными началами - светлыми

или темными - так тщательно, так издалека, им придавалось такое

огромное значение и столько сил было на эту подготовку брошено,

что они сделались фактически неизбежными. Но как именно

осуществятся эти явления в истории, будут ли они завершены или

прерваны, выполнены согласно мечтавшемуся идеалу или искажены,

а если искажены, то в какой именно степени - этого предрешить

было невозможно, и не только людям, но и разуму высоких

иерархий, потому что невозможно было предучесть, принадлежа к

одному из мировых станов, соотношение борющихся сил в роковую

минуту их решающей битвы.

Еще на рубеже XX века, например, определилась неизбежность

мировой войны. Но будет ли эта война единственной и последней

или предстоит целый тур их, и кто победит в первой войне, и

каков будет - в точности - состав обеих коалиций - это было

ведомо только Богу. Человеческий же взор мог различать лишь

неизбежность мировой войны и наступление вместе с ней эры

великих международных потрясений. Самое большее, на что этот

взор был способен, это проследить, какая новая пара

возможностей возникнет перед историей в случае, если победит

одна сторона, и какая - если победит противная. Лишь взор

величайших духовидцев мог бы тогда, и может теперь, проследить

грядущую цепь дилемм до четвертого или пятого звена.

Таким образом, некоторые узловые события больших процессов

пребывают в грядущем как бы незыблемо предрешенными точками. Но

их чрезвычайно мало, да и они, осуществляясь в истории, могут

принять тот или иной вид, ту или иную степень желаемой полноты.

Рождение Планетарного Логоса в человечестве было предрешено на

тысячелетия раньше, чем оно совершилось в Палестине. Но в каком

народе и в каком веке оно произойдет, стало определяться

несравненно позднее. Вопрос же о том, закончится ли оно Его

победой, полным завершением Его миссии, частичным ли ее

выполнением либо даже временным поражением, - этот вопрос

оставался непредрешенным и непредрешимым до тех пор, пока

борьба не закончилась предательством Искариота. И никто, кроме

Всеведущего, даже Сам Иисус, не мог заранее знать степени

победы или поражения.

Иногда мистический разум и мистическая интуиция испытывают

прозрения и несколько особого характера. Порою взору

прозревающего предстают события далекого грядущего не в

качестве звена будущей цепи дилемм, а в виде более или менее

изолированных картин, неопровержимо убедительных своею яркостью

и оправданностью. При этом целый ряд звеньев, промежуточных

между ними и нашим временем, ряд дилемм более близкого будущего

остается неосвещенным, непонятым или понятым лишь частично.

Такие картины отображают те узловые моменты Грядущего, которые

издавна предрешены и незыблемы, либо же они сказываются

предвидением одной из возможностей исторической

действительности,