первый этап, только необходимое
условие для умственного и духовного расцвета. В XXI веке
человек будет так же мало восторгаться этим достатком или
изобилием, так же мало обращать на него внимания и переживать
его душевно, как современный житель Нью-Йорка или Москвы
относится без интереса и восторга к существованию, например,
канализации или автобусного сообщения. Человек следующего
столетия будет пользоваться материальным достатком, а позднее
изобилием - и только. Что же до покорения природы - понятия,
носящего агрессивный, империалистический, чуть ли не
колониалистский оттенок отношения человека к природе, то ему в
противовес выдвинется идея гармонизации взаимосвязей между
природой и человеком. После четкого осознания двойственного
характера природы, ее провиденциальных и демонических начал,
человек вмешается в жизнь природы таким образом, чтобы босого я
с демонизмом в ней, а с ее светлой стороной установить
теснейшее взаимопроникновение. Он будет озабочен не только тем,
чтобы извлекать из нее новые и новые энергетические ресурсы, но
и тем, чтобы способствовать духовному развитию животного
царства, гармонизировать отношения между видами,
совершенствовать растительное царство и весь природный
ландшафт, а со светлыми стихиалями установить отношения любви и
дружбы.
Действительным пафосом тех эпох будут возрастание духа
любви - во-первых; творчество, точнее богосотворчество во
множестве видов и форм - во-вторых; просветление природы -
в-третьих; разрушение преград между физическим миром и другими
мирами - в-четвертых; радость жизни, кипящей и в Энрофе, и во
многих других мирах, - в-пятых; и высшие формы богопознания -
в-шестых. Устремление к такому будущему - вот что отличит
человека облагороженного образа от человека всех предыдущих
культурных ступеней.
Чем же может характеризоваться умственный облик такого
человека?
Непрерывно растущей жаждой знания, которая питается
непрерывно растущей эрудицией; навыками самостоятельного
мышления и интеллектуальной независимостью; свободным и
счастливым чувством преклонения перед явлениями Глубокого и
явлениями Великого.
Что характеризует его эстетический облик?
Развитие неотъемлемой потребности художественных
впечатлений; высокоразвитый вкус; знание и понимание искусств
прошлого и их памятников; органическая потребность в
художественном творчестве, хотя бы и малого диапазона;
свободное и счастливое чувство восхищения перед явлениями
Прекрасного.
Что характеризует его облик нравственный?
Деятельная доброта к окружающим; способность горячего
сострадания и сорадования; чувство единства общечеловеческого;
чувство единства космического; свободное и счастливое чувство
благоговения перед явлениями Высокого.
Что же характеризует его облик религиозный?
Живое переживание нашего материального слоя как одного из
слоев Шаданакара; внутренняя работа над раскрытием органов
духовного воспринимания; вседневное ощущение жизни как
мистерии; знание религиозных форм прошлого и настоящего; умение
со-веровать всем религиям, то есть понимать опыт и учение
каждой из них как отражение одного из рядов духовной
реальности; императивная потребность собственного участия в
религиозной жизни и творчестве человечества; способность к
чувству захватывающей радости от участия в них.
Чем же, наконец, может характеризоваться внешний, телесный
облик такого человека?
Мне кажется, его телосложение будет стройным, движения
пластичными, походка легкой, мускулатура гармоничной, а лицо -
открытым, высоко интеллигентным, исполненным приветливости и
как бы светящимся изнутри. Потому что в основу физического
развития кладется заповедь о дружбе со светлыми стихиалями; ею
с детства пронизываются спорт, танец, игра. И еще потому, что
он отчетливо сознает двойственность природы и не дает проникать
в свое существо инвольтациям темных сил. Как солнечное дитя,
проходит он сквозь свои ранние годы, и воистину юного бога
напоминает он, вступая в молодость. В легкой одежде по цветущей
земле идет он, ее сын, ее друг и ее преобразователь, старший
друг птиц и зверей и собеседник ангелов, строитель
прекраснейших городов, совершенствователь гор, лесов и пустынь,
хозяин