переплетется с веселыми, поэтичными, радостными действами,
вводящими в культ стихиалей. Учение, занятия искусствами,
чтение, пение, посещение музеев и храмов, беседы на темы
культуры, истории и метаистории соприкоснутся с глубокими и
торжественными обрядами, вводящими в культ синклитов.
Насыщенный, деятельный день, обогативший ум и сердце, хорошо бы
завершать чтением вслух священных книг - не более одной главы
ежевечерне, и чтобы читали при этом вслух поочередно все -
мальчики и девочки. Великое будет несчастие, если такой уклад
выродится где-нибудь, благодаря неподготовленности учителей, в
цепь нудно-обязательных повинностей. Задача в том, чтобы
раскрыть перед каждым ребенком внутреннюю поэзию, красоту,
глубину и возвышенность этих религиозных действий. Если же все
это будет понято и почувствовано - возникнет потребность в них,
не нуждающаяся ни в каких подталкиваниях.
Но избежать введения в программу некоего учебного
предмета, посвященного специально миру религиозных идей,
конечно, не удастся: наряду с развитием собственного
религиозного мира чувств в душе ученика требуется и наличие у
него систематически приобретенных религиозных знаний. Мне
думается, что такие знания ученик мог бы черпать из специальной
дисциплины - всеобщей истории религий, излагающей со всею
объективностью, какая только возможна, духовную эволюцию
человечества. Ее надо будет тесно увязать с курсом политической
истории, который в свою очередь должен быть сильно расширен и
образно оживлен путем включения в него материалов по истории
искусств, наук, философии и материальной культуры. И, само
собой разумеется, эти дисциплины обогатятся, насколько будут
позволять время и средства, демонстрацией фильмов, устройством
выставок и телепередач, кружковой работой, посещением храмов
различных конфессий и очагов народной религиозной жизни.
Вообще, заботливо пестуется и всячески поощряется
творческое начало: взращиваются малейшие ростки музыкального,
словесного, сценического, архитектурного, живописного,
философского, религиозного творчества. Культивируется, как уже
сказано, творческое отношение ко всякому труду, отвращение к
насилию, к разрушению, к подавлению чужой воли.
О допущении таких забав, как рыбная ловля, охота или
составление энтомологических коллекций, не может быть и речи.
Какая там охота! Хороши были бы педагоги, пекущиеся на словах о
развитии доброты и любви и в то же время спокойно созерцающие,
как их воспитанники развлекаются мучениями животных. Начинать
придется, вероятно, с категорического запрещения подобных
забав, а потом отвращение к мучительству живых существ станет
органически вытекать из любви к ним, любовь же разовьется через
уход за прирученными животными. Постепенно чувство близости
стихиалей начнет пронизывать повседневную жизнь; будет
тщательно поддерживаться состояние готовности к этому
восприятию. Организм закаляется физическими упражнениями,
одежда облегчается, тело открывается прикосновениям стихий,
насколько позволяет климат, обувь упраздняется, исключая часы
пребывания в морозную погоду под открытым небом.
В связи с этим мне приходится коснуться одной группы
приемов, более частной, подсобной, но, на мой взгляд,
практически важной.
По-видимому, уже недалеки те времена, когда открытие
естественными науками особого рода излучений земной поверхности
заставит изменить взгляд на многое. Экспериментальное
исследование установит, что различным ландшафтам свойственны
различные виды и степени этого излучения и что оно, проникая в
нас через прикосновение, то есть через подошвы ног, а при
купании - через всю поверхность тела (в слабейшей степени -
через воздух) беспрерывно и мощно воздействует на человека - не
столько на его организм в целом, сколько на нервную систему и
психику. Однако с излучениями, исходящими из раскаленных недр
земного шара, эти эманации верхнего слоя коры не имеют никакой
связи. Выяснится также, что материальная среда населенных мест,
в особенности их почва и, в меньшей степени, стены зданий,
отдают эманацию другого типа, оказывающую на нас несколько
иное, но не менее благотворное воздействие. Позднее будет
установлено, что почва есть как бы резервуар, накапливающий,
хранящий и