В тропическом поясе развернутся
широчайшие работы по расчистке лесов Конго, Нигера, Амазонки,
Ориноко и по превращению их в высококультурные области. Из
стран, страдающих от перенаселенности, организуется эмиграция
трудового населения в районы, соответствующие его климатическим
и культурно-бытовым навыкам. Добровольные переселенцы,
пользуясь развитой техникой и обеспеченные всеми необходимыми
жизненными средствами, приступят к превращению этих районов в
высокопродуктивные сельскохозяйственные площади. Для облегчения
экономических связей, для вовлечения отсталых участков во
всемирный товарооборот и культурный обмен, сотни миллиардов
вкладываются в развитие международного транспорта и средств
связи. К тому времени преимущества пассажирской авиации перед
наземными средствами сообщения станут еще заметнее, чем теперь.
Однако рельсовый транспорт, во всяком случае какие-то его
разновидности, долгое время еще будет оставаться наиболее
массовым, демократическим средством сообщения; сохранит он за
собой преобладание и в качестве грузового транспорта на большие
расстояния. Меридиональные и широтные трансконтинентальные
магистралей перевяжут материки вдоль и поперек, подобно тому,
как в магазинах перевязывают, упаковывают приобретенный
покупателем абажур. Я отлично понимаю, что направление этих
линий определится в свое время на основании развития тех
культурно-экономических связей, которые сейчас можно предучесть
лишь с ошибками и большими пробелами. Но я почему-то до сих
пор, раздумывая над картой мира, люблю испытывать чисто детское
удовольствие, когда прикидываю возможное направление этих
трасс. Мне приятно думать, например, что намеченная еще в
прошлом столетии магистраль Кейптаун - Каир завершится,
наконец, постройкой и будет продолжена через Кавказ до
Петрограда, а другая, начавшись от того же Кейптауна, пересечет
всю Западную Африку и по двум подводным туннелям - под
Гибралтаром и Ла-маншем - достигнет Лондона. Мое воображение
радуется при мысли о магистрали Эфиопия - озеро Чад -
Сенегамбия и еще больше - об огромнейшем афро-азийском железном
пути от Сайгона через Калькутту, Багдад и Каир до Касабланки.
Мне кажется, что давно напрашивается сама собой и, конечно,
будет построена трансевразийская магистраль, которая свяжет
страны Южной Европы со Средней Азией, в Алма-Ате соединившись с
дорогой, пересекающей Тянь-Шань и Синь-Цзян и достигающей
Пекина. Мне грустно при мысли, что я не доживу до постройки
великого пути из Москвы через Ташкент и Кабул до
благословенного Дели и что только мои правнуки или праправнуки
проедутся на экспрессе Мадрас - Лхасса - Иркутск - Норильск. Я
ищу некоторого утешения в мысли, что полярная магистраль в
Сибири будет закончена быстрее, связавшись через Воркуту с
Центральною Европой, а через туннель под Беринговым проливом -
с железнодорожной сетью Америки.
Ну вот, я пожертвовал полстраницы этим ребяческим мечтам.
А теперь - забавы в сторону.
На известной исторической стадии перед Розой Мира и всем
человечеством возникнет дилемма: либо Всемирная федерация и
дальше будет продолжать существовать как таковая, либо
универсальное государство, преобразуемое в Братство, должно
сначала быть превращено в космополитический монолит, -
космополитический в том смысле, что этнографические и
культурные особенности наций будут, конечно, уважаться и
оберегаться, но антагонизмы между ними ослабнут уже настолько,
что административно-политическое устройство всех стран можно
будет сделать единообразным, лишь с минимальными местными
уклонениями. Борьба между собой сторонников обоих путей
развития ничем уже, вероятно, не напомнит
социально-политических конфликтов прошлого: это будет борьба
идей, протекающая на высоком нравственном уровне, и борющиеся
будут располагать лишь одним оружием: словом. После длительной
всенародной дискуссии новое голосование разрешит вопрос, и если
Федерация станет превращаться в монолит, то верховный наставник
Розы Мира, проявивший себя как глава сторонников Федерации,
добровольно уступит пост своему идейному противнику.
Есть известная логика технического развития, логика
цивилизации. Каковы бы ни были убеждения и идеалы человека, но
если он способен