Гюстав Лебон

Психология народов и масс (Часть 1)

верования и свое искусство. Для того, чтобы произвести подобные перемены в

действительности, нужно изменить его душу.

Глава IV

ПРОГРЕССИВНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ИНДИВИДОВ И РАС

Неравенство между различными индивидами известной расы тем больше, чем эта раса

выше. - Психическое равенство всех индивидов низших рас. - Не средние слои, но

высшие нужно сравнивать для оценки различий, разделяющих расы.- Успехи

цивилизации стремятся все к большему и большему дифференцированию индивидов и

рас. - Результаты этой дифференциации. _ Психологические основания, метающие ей

стать очень значительной. - Как наследственность постоянно приводит

индивидуальные превосходства к среднему типу расы. - Анатомические наблюдения,

подтверждающие прогрессивную психологическую дифференциацию рас, индивидов и

полов.

Высшие расы отличаются от низших не только своими психологическими и

анатомическими особенностями, но также и разнообразием входящих в их недра

элементов. У низших рас все индивиды, даже тогда, когда они принадлежат к

различным полам, обладают почти одним и тем же психическим уровнем. Будучи все

похожи друг на друга, они вполне представляют собой картину того равенства, о

котором мечтают современные социалисты. У высших рас неравенство индивидов и

полов, напротив, составляет закон.

И поэтому, сравнивая между собой не средние слои народов, но их высшие, если

только у них есть таковые, можно измерить величину отделяющих их различий.

Индусы, китайцы, европейцы мало отличаются своими средними слоями и в то же

время значительно разнятся высшими.

С успехами цивилизации не только расы, но и индивиды каждой расы, по крайней

мере, индивиды высших рас, стремятся дифференцироваться. Вопреки нашим мечтам о

равенстве, результат современной цивилизации не тот, чтобы делать людей все

более и более равными, но наоборот, - все более и более различными.

Один из главных результатов цивилизации, с одной стороны, - дифференцирование

рас посредством все более и более возрастающего с каждым днем умственного труда,

возлагаемого ею на народы, дошедшие до высокой ступени культуры, и с другой -

все большая и большая дифференциация различных слоев, из которых состоит каждый

цивилизованный народ.

Условия современного промышленного развития осуждают в действительности низшие

слои цивилизованных народов на очень специализированный труд, который, будучи

очень далек от того, чтобы расширять их умственные способности, скорее стремится

их сузить. Сто лет тому назад работник был настоящим художником, способным

выполнить все мелочи какого-нибудь механизма, например, часов. Ныне же простая

манипуляция, которая никогда не производит более той или другой отдельной части,

заставляет его всю жизнь сверлить одни и те же дыры или полировать одно и то же

орудие, вследствие чего его ум должен в скором времени дойти до совершенной

атрофии. Теснимый открытиями и конкуренцией, промышленник или руководящий им

инженер, напротив, вынужден накапливать неизмеримо больше знаний, духа

инициативы и изобретательности, чем тот же промышленник, тот же инженер сто лет

тому назад. Постоянно упражняемый, его мозг подчиняется закону, которому в

подобном случае подчиняются все органы: он все более и более развивается.

Токвиль в приводимых ниже словах очень ясно показал это прогрессивное

дифференцирование социальных слоев и притом в такую эпоху, когда промышленность

была еще очень далека от той ступени развития, какой она достигла в настоящее

время... По мере того, как принцип разделения труда получает более полное

приложение, рабочий становится все слабее, ограниченнее и зависимее. Искусство

делает успехи, ремесленник идет назад. Хозяин и работник с каждым днем все более

отличаются друг от друга .

В настоящее время цивилизованный народ, с интеллектуальной точки зрения, можно

рассматривать, как своего рода пирамиду со ступенями, основание которой занято

темными массами населения, средние ступени - образованными слоями и высшие

ступени, т.е. вершина пирамиды, - всем небольшим отбором ученых, изобретателей,

артистов, писателей, очень ничтожной группой в сравнении с остальной частью

населения, но которая одна определяет уровень страны на шкале цивилизации.

Достаточно бы было им исчезнуть, чтобы увидеть, как одновременно исчезло бы и

все то, что составляет величие нации.

Если бы Франция, - пишет Сен-Симон, - вдруг потеряла своих пятьдесят первых

ученых, своих пятьдесят первых артистов, своих пятьдесят первых фабрикантов,