число, оставляя всех прочих без всякого дела, и
таким образом оно питает одних, а в других создает себе врагов. Огромная масса
дипломированных осаждает в настоящее время все официальные посты, и на каждую,
даже самую скромную, официальную должность кандидаты считаются тысячами, между
тем как какому-нибудь негоцианту, например, очень трудно найти агента, который
мог бы быть его представителем в колониях. В одном только департаменте Сены
насчитывается 20000 учителей и учительниц без всяких занятий, которые, презирая
ремесла и полевые работы, обращаются к государству за средствами к жизни. Так
как число избранных ограничено, то неизбежно возрастает число недовольных, и эти
последние готовы принять участие во всякого рода возмущениях, каковы бы ни были
их цели и каковы бы ни были их вожди. Приобретение таких познаний, которые затем
не могут быть приложены к делу, служит верным средством к тому, чтобы возбудить
в человеке недовольство. Это явление свойственно не только латинским странам;
мы можем наблюдать то же самое в Китае - стране, также управляемой солидной
иерархией мандаринов, где звание мандарина, так же как у нас, достигается путем
конкурса, причем все испытание заключается в безошибочном цитировании наизусть
толстых руководств. Армия ученых, не имеющих никаких занятий, считается в
настоящее время в Китае истинным национальным бедствием. То же самое стало
наблюдаться и в Индии после того, как англичане открыли там школы не для
воспитания, как это делается в Англии, а для того только, чтобы обучать
туземцев. В следствие этого в Индии и образовался специальный класс ученых,
бабу, которые, не получая занятий, становятся непримиримыми врагами английского
владычества. У всех бабу - имеющих занятия или нет - первым результатом
полученного ими образования было понижение уровня нравственности. Этот факт, о
котором я много говорил в своей книге Les Civilisations de l'Inde ,
констатируется всеми авторами, посещавшими Индию.
Вернуться назад теперь, по-видимому, слишком поздно. Только опыт, последний
воспитатель народов, возьмет на себя указать нам наши ошибки и только опыт в
состоянии будет убедить нас в необходимости заменить наши скверные руководства,
наши жалкие конкурсы профессиональным воспитанием, которое вернет нашу молодежь
к полю, мастерским и колониальным предприятиям, избегаемым ею всеми средствами в
настоящее время.
Это профессиональное воспитание, которого так добиваются теперь все просвещенные
умы, существовало у нас некогда, и народы, властвующие теперь над миром своей
волей, инициативой и духом предприимчивости, сумели сохранить его. Великий
мыслитель Тэн ясно доказал в своем замечательном труде (Taine. Le Rйgime
Moderne. - Paris, 1894.), что прежнее воспитание у нас было почти такое же,
какое существует в настоящее время в Англии и Америке, и, проведя замечательную
параллель между латинской и англосаксонской воспитательной системой, он
явственно указал последствия обоих методов.
Быть может, в крайнем случае и можно было бы примириться со всеми неудобствами
нашего классического воспитания, хотя бы оно и создавало недовольных да выбитых
из колеи, если бы поверхностное приобретение такого множества знаний, заучивание
наизусть такого множества руководств в самом деле могло бы повысить умственный
уровень. Увы, это не так! Рассудок, опыт, инициатива и характер - вот условия
успеха в жизни; книги же этого не дают. Книги - это словари, очень полезные для
наведения справок, но совершенно бесполезно хранить в своей голове целые длинные
отрывки из них!
Насколько профессиональное образование может более классического содействовать
развитию ума, Тэн объясняет следующим образом:
Идеи образуются только в своей естественной и нормальной среде. Развитию
зародыша этих идей способствуют бесчисленные впечатления, которые юноша получает
ежедневно в мастерской, на руднике, в суде, в классе, на верфи, в госпитале, при
виде инструментов, материалов и операций, в присутствии клиентов, рабочих,
труда, работы, хорошо или дурно сделанной, убыточной или прибыльной. Все эти
мелкие частные восприятия глаз, уха, рук и даже обоняния, непроизвольно
удержанные в памяти и тайно переработанные, организуются в уме человека, чтобы
рано или поздно внушить ему ту или иную новую комбинацию, упрощение, экономию,
улучшение или изобретение. Молодой француз лишен всех этих драгоценных
восприятий, соприкосновения с элементами, легко усваиваемыми и необходимыми,