Для народа
всегда был страшным часом тот, когда его старые идеи спускались в темные
подземелья, где почивают мертвые боги.
Оставляя теперь в стороне причины, чтобы изучить результаты, мы должны признать,
что большинству великих европейских наций серьезно угрожает явное вырождение, в
особенности так называемым латинским и тем, которые принадлежат к ним если не по
крови, то, по крайней мере, по традициям и по воспитанию. Они теряют с каждым
днем свою инициативу, свою энергию, свою волю и свою способность действовать.
Удовлетворение постоянно растущих материальных потребностей стремится стать
единственным их идеалом. Семья разлагается, социальные пружины ослабляются.
Недовольство и беспокойство распространяются во всех классах, как самых богатых,
так и самых бедных. Подобно кораблю, потерявшему свой компас и блуждающему
наудачу по произволу ветров, современный человек блуждает по произволу случая в
пространствах, которые некогда населяли боги и которые трезвое знание сделало
пустынными.
Став очень впечатлительными и крайне переменчивыми, массы, не удерживаемые уже
никакими преградами, по-видимому, осуждены беспрестанно колебаться между самой
бешенной анархией и самым грубым деспотизмом. Они очень легко поднимаются по
одному слову, и их однодневные божества скоро становятся их жертвами. Кажется,
что массы жадно добиваются свободы; в действительности же они ее всегда
отталкивают и беспрестанно требуют от государства, чтобы оно ковало для них
цепи. Они слепо повинуются самым темным сектантам и самым ограниченным деспотам.
Краснобаи, желающие руководить массами и чаще всего следующие за ними,
возбуждают нетерпение и нервозность, заставляя беспрестанно менять повелителей с
настоящим духом независимости, отучая таким образом от повиновения какому бы то
ни было повелителю. Государство, каков бы ни был его номинальный режим, является
божеством, к которому обращаются все партии. От него требуют с каждым днем все
более тяжелой регламентации и покровительства, облекающих малейшие акты жизни в
самые тиранические формальности. Молодежь все более и более отказывается от
карьер, требующих понимания, инициативы, энергии, личных усилий и воли; малейшая
ответственность ее пугает. Ограниченная сфера функций, за которые получается
жалованье от государства, ее вполне удовлетворяет.
Энергия и деятельность заменены у государственных людей страшно бесплодными
личными препирательствами, У масс - восторгами и злобами дня, у образованных __
каким-то плаксивым, бессильным и неопределенным сентиментализмом и бледными
рассуждениями о горестях жизни. Безграничный эгоизм развивается всюду. Каждый в
конце концов Стал заниматься только собой. Совесть становится покладистой, общая
нравственность понижается и постепенно гаснет. Человек теряет всякую власть над
собой. Он не умеет больше владеть собой; а тот, кто не умеет владеть собой,
осужден скоро подпасть под власть других.
Это понижение нравственности становится очень серьезным, когда оно наблюдается в
таких областях, как суд и нотариат, у которых некогда честность была так же
обычна, как храбрость у военных. Что касается нотариата, то нравственность его в
настоящее время упала до очень низкого уровня. Те же симптомы глубокой
деморализации наблюдаются, к несчастью, у всех латинских народов. Скандал
итальянских государственных банков где воровство практиковалось в широких
размерах наиболее высокопоставленными политическими деятелями, несостоятельность
Португалии, жалкое финансовое положение Испании, финансы которой не лучше
финансов Италии, глубокое падение латинских республик Америки доказывают, что
характер и нравственность известных народов страдает неизлечимой болезнью и что
их роль в мире близится к концу.
Переменить все это было бы трудным делом. Нужно было бы прежде всего переменить
наше плачевное воспитание. Оно отнимает всякую инициативу и всякую энергию даже
у тех, кто получил их по наследственности. Оно тушит всякий проблеск
интеллектуальной самостоятельности, давая молодежи как единственный идеал
ненавистные конкурсы, которые, не требуя ничего кроме усилий памяти, приводят к
тому, что умственное развитие начинает считаться выше всего; но именно рабская
привычка к подражанию делает ее совершенно неспособной к проявлению
индивидуальности и к личным усилиям. Я стараюсь влить железо в душу детей ,
сказал английский педагог министру Гизо, посетившему школы Великобритании. Где у
латинских народов педагоги