Гюстав Лебон

Психология народов и масс (Часть 1)

Для народа

всегда был страшным часом тот, когда его старые идеи спускались в темные

подземелья, где почивают мертвые боги.

Оставляя теперь в стороне причины, чтобы изучить результаты, мы должны признать,

что большинству великих европейских наций серьезно угрожает явное вырождение, в

особенности так называемым латинским и тем, которые принадлежат к ним если не по

крови, то, по крайней мере, по традициям и по воспитанию. Они теряют с каждым

днем свою инициативу, свою энергию, свою волю и свою способность действовать.

Удовлетворение постоянно растущих материальных потребностей стремится стать

единственным их идеалом. Семья разлагается, социальные пружины ослабляются.

Недовольство и беспокойство распространяются во всех классах, как самых богатых,

так и самых бедных. Подобно кораблю, потерявшему свой компас и блуждающему

наудачу по произволу ветров, современный человек блуждает по произволу случая в

пространствах, которые некогда населяли боги и которые трезвое знание сделало

пустынными.

Став очень впечатлительными и крайне переменчивыми, массы, не удерживаемые уже

никакими преградами, по-видимому, осуждены беспрестанно колебаться между самой

бешенной анархией и самым грубым деспотизмом. Они очень легко поднимаются по

одному слову, и их однодневные божества скоро становятся их жертвами. Кажется,

что массы жадно добиваются свободы; в действительности же они ее всегда

отталкивают и беспрестанно требуют от государства, чтобы оно ковало для них

цепи. Они слепо повинуются самым темным сектантам и самым ограниченным деспотам.

Краснобаи, желающие руководить массами и чаще всего следующие за ними,

возбуждают нетерпение и нервозность, заставляя беспрестанно менять повелителей с

настоящим духом независимости, отучая таким образом от повиновения какому бы то

ни было повелителю. Государство, каков бы ни был его номинальный режим, является

божеством, к которому обращаются все партии. От него требуют с каждым днем все

более тяжелой регламентации и покровительства, облекающих малейшие акты жизни в

самые тиранические формальности. Молодежь все более и более отказывается от

карьер, требующих понимания, инициативы, энергии, личных усилий и воли; малейшая

ответственность ее пугает. Ограниченная сфера функций, за которые получается

жалованье от государства, ее вполне удовлетворяет.

Энергия и деятельность заменены у государственных людей страшно бесплодными

личными препирательствами, У масс - восторгами и злобами дня, у образованных __

каким-то плаксивым, бессильным и неопределенным сентиментализмом и бледными

рассуждениями о горестях жизни. Безграничный эгоизм развивается всюду. Каждый в

конце концов Стал заниматься только собой. Совесть становится покладистой, общая

нравственность понижается и постепенно гаснет. Человек теряет всякую власть над

собой. Он не умеет больше владеть собой; а тот, кто не умеет владеть собой,

осужден скоро подпасть под власть других.

Это понижение нравственности становится очень серьезным, когда оно наблюдается в

таких областях, как суд и нотариат, у которых некогда честность была так же

обычна, как храбрость у военных. Что касается нотариата, то нравственность его в

настоящее время упала до очень низкого уровня. Те же симптомы глубокой

деморализации наблюдаются, к несчастью, у всех латинских народов. Скандал

итальянских государственных банков где воровство практиковалось в широких

размерах наиболее высокопоставленными политическими деятелями, несостоятельность

Португалии, жалкое финансовое положение Испании, финансы которой не лучше

финансов Италии, глубокое падение латинских республик Америки доказывают, что

характер и нравственность известных народов страдает неизлечимой болезнью и что

их роль в мире близится к концу.

Переменить все это было бы трудным делом. Нужно было бы прежде всего переменить

наше плачевное воспитание. Оно отнимает всякую инициативу и всякую энергию даже

у тех, кто получил их по наследственности. Оно тушит всякий проблеск

интеллектуальной самостоятельности, давая молодежи как единственный идеал

ненавистные конкурсы, которые, не требуя ничего кроме усилий памяти, приводят к

тому, что умственное развитие начинает считаться выше всего; но именно рабская

привычка к подражанию делает ее совершенно неспособной к проявлению

индивидуальности и к личным усилиям. Я стараюсь влить железо в душу детей ,

сказал английский педагог министру Гизо, посетившему школы Великобритании. Где у

латинских народов педагоги