еще со времен Александра и Цезаря ни один человек не умел лучше Наполеона
действовать на воображение толпы. Он постоянно думал только о том, как бы
поразить ее воображение; он заботился об этом во всех своих победах, речах, во
всех своих действиях и даже на одре смерти.
Как действуют на воображение толпы - это мы скоро увидим. Теперь же ограничимся
только тем замечанием, что влиять на толпу нельзя, действуя на ее ум и рассудок,
т.е. путем доказательств. Антонию, например, удалось возбудить народ против
убийц Цезаря никак не посредством искусной риторики, а посредством чтения его
завещания и указания на его труп.
Образы, поражающие воображение толпы, всегда бывают простыми и ясными, не
сопровождающимися никакими толкованиями, и только иногда к ним присоединяются
какие-нибудь чудесные или таинственные факты: великая победа, великое чудо,
крупное преступление, великая надежда. Толпе надо всегда представлять вещи в
цельных образах, не указывая на их происхождение. Мелкие преступления и
несчастные случаи вовсе не поражают воображения толпы, как бы они ни были
многочисленны; наоборот, какой-нибудь крупный несчастный случай или преступление
глубоко действуют на толпу, хотя бы последствия их были далеко не так пагубны,
как последствия многочисленных, но мелких несчастных случаев и преступлений,
Эпидемия инфлюэнцы, унесшая несколько лет тому назад в Париже около 5000 жертв,
очень мало подействовала на народное воображение. Эта настоящая гекатомба не
выразилась какими-нибудь явственными образами, и на нее указывали лишь
eженeдeльныe статистические отчеты. Но какой-нибудь другой крупный несчастный
случай, например, падение Эйфелевой башни, причем если погибло бы не 5000, а
всего 500 человек, но зато единовременно и в общественном месте, непременно
подействовал бы гораздо сильнее на воображение толпы. Предполагаемая гибель
одного трансатлантического парохода на том основании, что о нем долго не
получалось известий, сильно поразила воображение толпы, между тем как
официальная статистика указывает, что в одном только 1894 году погибло 850
парусных судов и 203 паровых. Эта гибель судов, гораздо более важная, если
смотреть на нее с точки зрения потери человеческих жизней и товаров, нежели
гибель трансатлантического парохода, не произвела ровно никакого впечатления на
толпу. Из этого следует, что не факты сами по себе поражают народное
воображение, а то, каким образом они распределяются и представляются толпе.
Необходимо, чтобы, сгущаясь, если мне будет позволено так выразиться, эти факты
представили бы такой поразительный образ, что он мог бы овладеть всецело умом
толпы и наполнить всю область ее понятий. Кто владеет искусством производить
впечатление на воображение толпы, тот и обладает искусством ею управлять.
Глава IV РЕЛИГИОЗНЫЕ ФОРМЫ, В КОТОРЫЕ ОБЛЕКАЮТСЯ ВСЕ УБЕЖДЕНИЯ ТОЛПЫ
Что составляет религиозное чувство. - Оно независимо от обожания какого-нибудь
божества. - Его характеристика. - Могущество убеждений, облеченных в религиозную
форму. Различные примеры. - Народные боги никогда не исчезали. - Новые формы, в
которых они возрождаются. Религиозные формы атеизма. - Значение этих понятий с
исторической точки зрения. - Реформа, Варфоломеевская ночь, террор и аналогичные
события являются последствием религиозных чувств толпы, а не отдельных
индивидов.
Мы уже говорили о том, что толпа не рассуждает, что она принимает или
отбрасывает идеи целиком, не переносит ни споров, ни противоречий, что внушения
всецело овладевают ее мыслительными способностями и немедленно стремятся перейти
в действие. Мы указывали, что толпа под влиянием соответствующего внушения
готова принести себя в жертву ради внушенного ей идеала и что ей свойственны
только сильные и крайние чувства, причем симпатия у нее быстро превращается в
обожание, а антипатия, едва народившись, тотчас же превращается в ненависть. Эти
общие указания дозволяют нам предугадывать убеждения толпы.
Исследуя ближе убеждения толпы как во время эпох веры, так и во время великих
политических переворотов, например, переворотов предшествовавшего века, можно
видеть, что всегда эти убеждения принимают специальную форму, которую я не могу
лучше определить, как назвав ее религиозным чувством. Это чувство
характеризуется очень просто: обожание предполагаемого верховного существа,
боязнь приписываемой ему магической силы, слепое подчинение его велениям,
невозможность оспаривать его догматы, желание распространять