идеи, от которых происходит его искусство. -
Чем стало его искусство после перенесения его к различным расам: эфиопам, грекам
и персам. - Первобытный низкий уровень греческого искусства. - Медленность его
развития. - Принятие и развитие в Персии греческого, египетского и ассирийского
искусств. - Преобразования, испытываемые искусством, зависят от расы, но
нисколько не от религиозных верований. - Примеры, представляемые большими
изменениями, каким подверглось арабское искусство в зависимости от рас,
принявших ислам, - Применение наших принципов к изменению происхождения и
развития индусского искусства. - Индия и Греция черпали из одного источника, но
ввиду различия рас они пришли к искусствам, не имеющим никакого родства. -
Громадные изменения, каким подверглась архитектура в Индии, в зависимости от
населявших ее рас и несмотря на сходство верований.
Исследуя отношения, связывающие душевный склад известного народа с его
учреждениями, верованиями и языком, я должен был ограничиться на этот счет
краткими указаниями. Чтобы осветить разносторонне подобные вопросы, нужно было
бы написать тома.
Что касается искусства, то здесь ясное и точное изложение несравненно легче.
Учреждения, верования - вещи сомнительной определенности и очень трудно
поддающиеся объяснению. Нужно изучать сущности, меняющиеся с каждой эпохой и
скрывающиеся за мертвыми текстами, посвятить себя всецело аргументации и
критике, чтобы в конце концов прийти к спорным выводам. Напротив, художественные
произведения, в особенности памятники, очень определенны и легко поддаются
истолкованию. Каменные книги - самые ясные из книг, единственные, никогда не
лгущие, и на этом основании я им отвожу главное место в своих трудах по истории
цивилизаций Востока. Я всегда питал большое недоверие к литературным документам.
Они часто вводят в заблуждение и редко научают. Памятник никогда не обманывает и
всегда научает. Он лучше всего хранит мысль исчезнувших народов. Нужно сожалеть
об умственной слепоте специалистов, желающих находить на них только надписи.
Итак, мы кратко исследуем, каким образом искусства являются выражением душевного
склада какого-нибудь народа и как они преобразовываются, переходя от одной
цивилизации к другой.
В этом исследовании я займусь только восточным искусством. Генезис и
преобразование европейского искусства подчинялись одинаковым законам; но чтобы
показать его эволюцию у различных народов, нужно было бы входить в подробности,
каких не допускают чрезвычайно тесные рамки этого исследования.
Возьмем сначала искусство Египта и посмотрим, чем оно некогда стало, переходя
последовательно к трем различным расам: неграм Эфиопии, грекам и персам.
Из всех цивилизаций, когда-либо процветавших на земном шаре, цивилизация Египта
наиболее полно вылилась в своем искусстве. Она выразилась в нем с такой силой и
ясностью, что художественные типы, родившиеся на берегах Нила, могли годиться
для одного только Египта и быть приняты другими народами только после того, как
они подверглись значительным изменениям.
Египетское искусство, в особенности архитектура, есть выражение особенного
идеала, который в продолжение 50 веков постоянно интересовал весь народ. Египет
мечтал создать человеку нетленное жилище ввиду его эфемерного существования. Эта
раса, вопреки стольким другим, презирала жизнь и лелеяла мысль о смерти.
Более всего ее занимала неподвижная мумия, которая своими покрытыми эмалью
глазами в своей золотой маске вечно созерцает в глубине своего темного жилища
таинственные иероглифы. Не опасаясь никакой профанации в своем гробовом доме,
огромном, как дворец, среди расписанных и покрытых изваяниями стен бесконечных
коридоров, эти мумии находили здесь все, что прельщало человека в течение его
короткого земного существования. Для них копались подземелья, воздвигались
обелиски, пилоны, пирамиды, для них же обтесывались задумчивые колоссы, сидящие
с выражением спокойствия и величия на своих каменных тронах.
Все прочно и массивно в этой архитектуре, потому что она стремилась быть вечной.
Если бы из всех народов древности нам были известны только одни египтяне, то мы
за всем тем могли бы утверждать, что искусство - самое верное выражение
создавшей его расовой души.
Очень различные друг от друга народы: эфиопы (низшая раса), греки и персы
(высшие расы), заимствовали свое искусство или у одного Египта, или частью у
Египта, частью у Ассирии. Посмотрим же, чем оно стало в их руках.
Возьмем