какое громадное влияние имеет прошлое на эволюцию живых существ. Такое
же изменение произойдет и в исторической науке, когда идея о влиянии прошлого
получит большее распространение. До сих пор еще она недостаточно
распространилась и многие государственные люди проникнуты еще идеями теоретиков
прошлого века, думавших, что общество может порвать со своим прошлым и может
быть переделано во всех направлениях, если будет руководствоваться светом
разума.
Народ - это организм, созданный прошлым, и как всякий организм, он может быть
изменен не иначе, как посредством долгих наследственных накоплений.
Люди руководствуются традициями особенно тогда, когда они находятся в толпе,
причем меняются легко только одни названия, внешние формы.
Жалеть об этом нечего. Без традиций не может быть ни национальной души, ни
цивилизации. Поэтому-то одним из главных занятий человека с тех пор, как он
существует было создание сети традиции и разрушение ее после того, как
благодетельное действие традиций иссякало. Без традиций не может быть
цивилизации; без разрушения традиций не может быть никакого прогресса. Трудность
заключается в том, чтобы отыскать равновесие между постоянством и изменчивостью,
и эта трудность очень велика. Если какой-нибудь народ допустит прочно укрепиться
привычкам в течение нескольких поколений, он уже более не может измениться и,
как Китай, становится неспособным к совершенствованию. Насильственные революции
тут ничего не могут сделать, так как обломки разорванной цепи либо снова
спаиваются вместе, и прошлое опять, без всяких изменений, приобретает свою
власть, либо эти обломки остаются рассеянными, и тогда за анархией вскоре
следует упадок.
Таким образом, идеал каждого народа состоит в сохранении учреждений прошлого и в
постепенном и нечувствительном их изменении мало-помалу. Но этот идеал очень
трудно достижим. Древние римляне и современные англичане - единственные,
реализовавшие этот идеал.
Именно толпа и является самой стойкой хранительницей традиционных идей и всего
упорнее противится их изменениям, - особенно те категории толпы, которые
именуются кастами. Я указывал уже на этот консервативный дух толпы и говорил,
что самые бурные возмущения ведут лишь к перемене слов. Имея в виду разрушенные
церкви в конце прошлого столетия, казни и изгнания священников и общее
преследование, которым подвергался весь католический культ, можно было думать,
конечно, что старые религиозные идеи потеряли окончательно свою власть. А между
тем, прошло лишь несколько лет после этого, и отмененный культ был восстановлен
вследствие общих требований. Вытесненные на время традиции снова вернули свое
царство.
В докладе бывшего члена конвента Фуркруа, цитированном Тэном, говорится об атом
отношении вполне определенно:
Повсеместное празднование воскресного дня и посещение церквей указывает, что
масса французов желает возвращения к прежним обычаям, и теперь не время
противиться этой национальной склонности... Огромная масса людей нуждается в
религии, культе и священниках. Ошибка нескольких современных философов, в
которую я и был вовлечен, заключалась именно в том, что они полагали, будто
образование, если оно достаточно распространится в народе, может уничтожить
религиозные предрассудки. Эти предрассудки служат источником утешения для
огромного числа несчастных... Надо, следовательно, оставить народной массе ее
священников, ее алтари и культ .
Ни один пример не показывает лучше этого, какую власть имеют традиции над душой
толпы. Не в храмах надо искать самых опасных идолов, и не во дворцах обитают
наиболее деспотические из тиранов. И те, и .другие могут быть разрушены в одну
минуту. Но истинные, невидимые властелины, царящие в нашей душе, ускользают от
всякой попытки к возмущению и уступают лишь медленному действию веков.
§3. ВРЕМЯ
В социальных, как и в 6иологических, проблемах одним из самых энергичных
факторов служит время. Время является единственным истинным творцом и
единственным великим разрушителем. Время воздвигло горы из песчинок и возвысило
до степени человеческого достоинства безвестную клетку геологических эпох.
Достаточно вмешательства веков для того, чтобы какое-нибудь явление подверглось
полному изменению. Справедливо говорят, что муравей мог бы сгладить Монблан,
если б только ему было дано на это время. Если бы какое-нибудь существо получило
магическую власть изменять течение времени по желанию, то эта власть была бы
равносильна могуществу,