Гюстав Лебон

Психология народов и масс (Часть 1)

какое громадное влияние имеет прошлое на эволюцию живых существ. Такое

же изменение произойдет и в исторической науке, когда идея о влиянии прошлого

получит большее распространение. До сих пор еще она недостаточно

распространилась и многие государственные люди проникнуты еще идеями теоретиков

прошлого века, думавших, что общество может порвать со своим прошлым и может

быть переделано во всех направлениях, если будет руководствоваться светом

разума.

Народ - это организм, созданный прошлым, и как всякий организм, он может быть

изменен не иначе, как посредством долгих наследственных накоплений.

Люди руководствуются традициями особенно тогда, когда они находятся в толпе,

причем меняются легко только одни названия, внешние формы.

Жалеть об этом нечего. Без традиций не может быть ни национальной души, ни

цивилизации. Поэтому-то одним из главных занятий человека с тех пор, как он

существует было создание сети традиции и разрушение ее после того, как

благодетельное действие традиций иссякало. Без традиций не может быть

цивилизации; без разрушения традиций не может быть никакого прогресса. Трудность

заключается в том, чтобы отыскать равновесие между постоянством и изменчивостью,

и эта трудность очень велика. Если какой-нибудь народ допустит прочно укрепиться

привычкам в течение нескольких поколений, он уже более не может измениться и,

как Китай, становится неспособным к совершенствованию. Насильственные революции

тут ничего не могут сделать, так как обломки разорванной цепи либо снова

спаиваются вместе, и прошлое опять, без всяких изменений, приобретает свою

власть, либо эти обломки остаются рассеянными, и тогда за анархией вскоре

следует упадок.

Таким образом, идеал каждого народа состоит в сохранении учреждений прошлого и в

постепенном и нечувствительном их изменении мало-помалу. Но этот идеал очень

трудно достижим. Древние римляне и современные англичане - единственные,

реализовавшие этот идеал.

Именно толпа и является самой стойкой хранительницей традиционных идей и всего

упорнее противится их изменениям, - особенно те категории толпы, которые

именуются кастами. Я указывал уже на этот консервативный дух толпы и говорил,

что самые бурные возмущения ведут лишь к перемене слов. Имея в виду разрушенные

церкви в конце прошлого столетия, казни и изгнания священников и общее

преследование, которым подвергался весь католический культ, можно было думать,

конечно, что старые религиозные идеи потеряли окончательно свою власть. А между

тем, прошло лишь несколько лет после этого, и отмененный культ был восстановлен

вследствие общих требований. Вытесненные на время традиции снова вернули свое

царство.

В докладе бывшего члена конвента Фуркруа, цитированном Тэном, говорится об атом

отношении вполне определенно:

Повсеместное празднование воскресного дня и посещение церквей указывает, что

масса французов желает возвращения к прежним обычаям, и теперь не время

противиться этой национальной склонности... Огромная масса людей нуждается в

религии, культе и священниках. Ошибка нескольких современных философов, в

которую я и был вовлечен, заключалась именно в том, что они полагали, будто

образование, если оно достаточно распространится в народе, может уничтожить

религиозные предрассудки. Эти предрассудки служат источником утешения для

огромного числа несчастных... Надо, следовательно, оставить народной массе ее

священников, ее алтари и культ .

Ни один пример не показывает лучше этого, какую власть имеют традиции над душой

толпы. Не в храмах надо искать самых опасных идолов, и не во дворцах обитают

наиболее деспотические из тиранов. И те, и .другие могут быть разрушены в одну

минуту. Но истинные, невидимые властелины, царящие в нашей душе, ускользают от

всякой попытки к возмущению и уступают лишь медленному действию веков.

§3. ВРЕМЯ

В социальных, как и в 6иологических, проблемах одним из самых энергичных

факторов служит время. Время является единственным истинным творцом и

единственным великим разрушителем. Время воздвигло горы из песчинок и возвысило

до степени человеческого достоинства безвестную клетку геологических эпох.

Достаточно вмешательства веков для того, чтобы какое-нибудь явление подверглось

полному изменению. Справедливо говорят, что муравей мог бы сгладить Монблан,

если б только ему было дано на это время. Если бы какое-нибудь существо получило

магическую власть изменять течение времени по желанию, то эта власть была бы

равносильна могуществу,