религию, какая
нам известна в настоящее время. Нужно глубоко изучить эти медленные
приспособления, чтобы хорошо понять их генезис и уловить различия, отделяющие
слова от сущностей.
Итак, история цивилизации состоит из медленных приспособлений, из ничтожных
постепенных изменений. Если они нам кажутся внезапными и значительными, то
потому, что мы, как в геологии, пропускаем промежуточные фазы и рассматриваем
только крайние.
В действительности как бы ни был развит и одарен какой-нибудь народ, его
способность усваивать тот или другой новый элемент цивилизации всегда очень
ограничена. Мозговые клеточки не могут усвоить себе в день то, на создание чего
потребовались века, и что было приспособлено к чувствам и потребностям
совершенно различных организмов. Одни только медленные наследственные
приобретения допускают возможность подобных ассимиляций. Когда мы перейдем к
изучению эволюции искусства у наиболее развитого из народов древности, у греков,
то увидим, что ему нужно было много веков для того, чтобы выйти из грубых
подражаний ассирийским и египетским образцам и последовательными этапами дойти
до шедевров, которым еще поныне удивляется человечество.
И однако все народы, следовавшие друг за другом в истории, исключая некоторые
первобытные народы, каковы египтяне и халдеи, только и делали, что усваивали
себе элементы цивилизации, составлявшие наследие прошлого, изменяя их сообразно
своему душевному складу. Развитие цивилизаций совершалось бы несравненно
медленнее, и история различных народов была бы только вечным повторением, если
бы они не могли воспользоваться материалами, выработанными до них. Цивилизации,
созданные 7 или 8 тысяч лет тому назад жителями Египта и Халдеи, образовали
источник материалов, куда поочередно приходили черпать все нации. Греческое
искусство родилось из искусства, созданного на берегах Тигра и Нила. Из
греческого стиля получился римский, который в свою очередь, смешанный с
восточными влияниями, дал начало последовательно византийскому, романскому и
готаческому стилям, разнообразящимся в зависимости от гения и возраста народов,
у которых они возникли, но имеющим общее происхождение.
То, что мы сейчас сказали об искусстве, приложимо ко всем элементам цивилизации,
учреждениям, языкам и верованиям. Европейские языки происходят от одного
языка-праотца, на котором некогда говорили жители центрального плоскогорья
Азии. Наше право - детище римского права, которое в свою очередь родилось от
предшествовавших прав. Сами наши науки не были бы тем, что они представляют
собой теперь, без медленной работы веков. Великие основатели современной
астрономии: Коперник, Кеплер, Ньютон находятся в связи с Птолемеем, сочинения
которого служили учебными руководствами вплоть до XV века; Птолемей же примыкает
чрез Александрийскую школу к египтянам и халдеям. Мы видим, таким образом,
несмотря на страшные пробелы, которыми полна история цивилизации, медленную
эволюцию наших знаний, заставляющую нас восходить чрез века и империи к заре
этих древних цивилизаций, причем эти последние современная наука пытается ныне
связать с теми первобытными временами, когда человечество не имело еще истории.
Но если источник общий, то изменения - прогрессивные или регрессивные, - каким
подверглись заимствованные элементы у каждого народа сообразно его душевному
складу, очень различны. История этих изменений и составляет историю цивилизаций.
Мы только что показали, что основные элементы, из которых образуется
цивилизация, индивидуальны для каждого народа, что они составляют не только
результат, но даже выражение структуры его души, и не могут, следовательно,
переходить от одной расы к другой, не подвергаясь очень глубоким изменениям. Мы
также видели, что величину этих изменений маскируют с одной стороны
лингвистические потребности, заставляющие нас обозначать одинаковыми словами
совершенно различные вещи, а с другой - неизбежные недостатки исторических
сочинений, обращающих наше внимание только на крайние формы цивилизации и не
показывающих нам соединяющих их промежуточных форм. Переходя в следующей главе к
общим законам эволюции искусств, мы сумеем показать еще более ясно
последовательность изменений, совершающихся в основных элементах какой-нибудь
цивилизации по мере перехода их от одного народа к другому.
Глава IV
КАК ПРЕОБРАЗОВЫВАЮТСЯ ИСКУССТВА
Применения вышеизложенных принципов к изучению эволюции искусств у восточных
народов. - Египет. - Религиозные